Меню

8 июня — День Святой Троицы

Общество

На пятидесятый день по Пасхе Православная Церковь в своем богослужении прославляет Пресвятую Троицу, и мы становимся причастными к таинственному рождению Церкви Христовой.

Главным содержанием этого праздничного дня является воспоминание сошествия Святого Духа на учеников Спасителя. Данное событие описано во второй главе книги Деяний святых Апостолов. С этого дня началась евангельская проповедь всему миру: «При наступлении дня Пятидесятницы все они (апостолы) были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

Священное Писание подчеркивает то, что дар, полученный апостолами, не состоял в бессвязном бормотании звуков и слов. Апостолы получили от Бога дар говорить на языках разных народов: «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деян. 2:5-8).

Далее в Писании читаем о тех народах, на языках которых заговорили ученики Христа: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Капподокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» (Деян. 2:9-11). Дар, полученный апостолами в день Пятидесятницы, получил название «глоссола́лия». Еще раз уясним – апостолы получили от Бога чудесный дар говорить на иностранных языках без предварительного их изучения. Мы помним о том, как Бог смешал языки и наречия людей при строительстве Вавилонской башни, в день же Пятидесятницы все народы призваны к прославлению Бога: «Когда Всевышний, сойдя, смешал языки, – разделил между собою народы; когда же раздал огненные языки, – к единению всех призвал; и мы единодушно славим Всесвятого Духа» (кондак Пятидесятницы).

Следует также отметить, что в первых церковных общинах к этому дару относились с осторожностью. Так апостол Павел пишет коринфянам: «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1 Кор. 14:18-19).

В явном противоречии с учением Церкви находятся следующие теории о говорении на других языках:

  1. Это ангельская речь.
  2.  Это архаичные слова, которые использовались в богослужении для прославления Бога.
  3. Это экстатическая нечленораздельная речь.
  4. Это вид восхищенной молитвы.

В праздник Святой Пятидесятницы мы прославляем Пресвятую Троицу. Отца, Сына и Святого Духа, даровавшую апостолам дар проповеди всем народам. Священное Писание свидетельствует о том, что после проповеди апостола Петра в Иерусалиме к Церкви Христовой «присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). На дни рождения принято дарить подарки. Какой же подарок можем сделать мы, считающие себя христианами? Ответ прост и очевиден – пребывать в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42).

Иерей Георгий КУРЬЯН

Рекомендуем