Cоветы родителям: как развить речь неговорящих детей

Развитие речи у ребенка раннего возраста (до трех лет) – процесс сложный и индивидуальный, зависящий от множества факторов. Данный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Уже в момент рождения мозг ребенка и его органы чувств подготовлены к усвоению языка, но если с ребенком будут разговаривать мало и редко, его потенциальные возможности так и останутся нереализованными.
Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. В данном возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить простые слова. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в раннем возрасте. И поэтому один из главных советов родителям заключается в том, что с ребенком нужно разговаривать и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.
Уважаемые родители!
- Говорите с ребенком. Сопровождайте каждое действие словом.
- Озвучивайте любую ситуацию, но только тогда, когда ребенок слышит и видит вас. При разговоре смотрите ребенку в глаза.
- Говорите просто, четко, выразительно, проговаривая каждое слово и фразу.
- Играйте с малышом. Помните, что игры способствуют развитию речи.
- Гримасничайте с ребенком. У малыша, который не разговаривает, слабо развита мимика.
- Развивайте мышцы артикуляционного аппарата. Давайте ребенку жевать сухари, целые овощи, фрукты и твердую пищу.
- Читайте короткие стихи и сказки. Перечитывайте их много раз, не бойтесь, что ребенку это надоест. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит текст, а затем попробуйте не договаривать последние слова каждой строчки, предоставляя это делать малышу.
- Пойте простые песенки, помогая ребенку воспринимать и воспроизводить ритм.
- Развивайте фонематический слух (способность правильно слышать и узнавать звуки). Предлагайте ребенку узнать на слух различные музыкальные инструменты и звучащие игрушки.
- Старайтесь произносить новые слова в эмоционально благоприятной ситуации. Хорошее настроение — залог успеха!
- Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Лепите, рисуйте, играйте с мелкими предметами.
- Перестаньте понимать ребенка. Речь для него должна стать необходимостью. В ситуации, когда мама, папа, бабушка или дедушка без слов выполняют все желания малыша, у ребенка нет смысла делать усилия и начинать выражать свои мысли и желания словами. Будьте готовы к тому, что ребенок не ожидает от вас такой реакции и будет капризничать, плакать. Дождитесь того момента, когда ребенок что-то попытается произнести. Тогда уже можно дать то, что он хочет.
- Успех своего ребенка не сравнивайте с успехами чужих детей.
Развитие ребенка проходит сугубо индивидуально. Заставить малыша заговорить никогда не получится. А вот постараться помочь ему в развитии речи может каждый.
Светлана ГОНЧЕРЁНОК, учитель – дефектолог ГУО «Столбцовский ЦКРОиР»