Дискредитирующие ролики и непонятное финансирование. Очередной предвыборный скандал в Польше

Польская избирательная кампания полнится новыми скандалами. После случая с квартирой, полученной при странных обстоятельствах Каролем Навроцким, стало известно, что еще одного кандидата — Рафала Тшасковского поддерживают не известные ранее интернет-ресурсы. Непонятно, кто управляет ими и кто за них платит, а ведь речь идет о больших деньгах.
Центр анализа дезинформации NASK сообщил о возможной попытке вмешательства в избирательную кампанию в Польше, поспешив обвинить в этом Кремль. Однако здесь аналитиков ждал большой сюрприз: возможно, NASK сам был вовлечен в дезинформацию, причем в огромных масштабах.
NASK выявлял политическую рекламу на платформе Facebook, которая могла финансироваться из-за рубежа. Сообщалось, что «рекламные аккаунты, вовлеченные в кампанию, за последние семь дней потратили на политические материалы больше, чем любой избирательный комитет». Эти аккаунты атаковали кандидатов в президенты Кароля Навроцкого («Право и справедливость») и Славомира Ментцена («Конфедерация») — двух самых явных оппонентов Рафала Тшасковского («Гражданская коалиция»).
Тшасковский, как подчеркивают, в частности, депутаты от партии «Право и справедливость», бьющие тревогу по этому поводу, является прямым бенефициаром этих кампаний. Постепенно выясняются связи с политиками «Гражданской коалиции» тех, кто участвовал в производстве и распространении оскорбительных роликов, которые поддерживали одного кандидата и дискредитировали других.
По информации Wirtualna Polska, сотрудник и волонтеры фонда «Демократия в действии» (Akcja Demokracja) стоят за опубликованной в интернете политической рекламой, продвигающей Рафала Тшасковского и нападающей на его конкурентов. Президент фонда еще несколько недель назад был помощником депутата от «Гражданской коалиции», а в 2020 году получил награду от мэра Варшавы.
По состоянию на 10 апреля 2025 года Facebook был наводнен политической рекламой выборов в Польше. Meta, владелец Facebook, предоставляет данные о том, сколько администраторы тратят на рекламу. Выяснилось, что реклама, опубликованная только в двух профилях, обошлась их анонимному администратору примерно в 420 тыс. злотых (около 99 тыс. евро). Только за последнюю неделю эта сумма составила более 230 тыс. злотых (около 54 тыс. евро) — больше, чем потратил любой из легитимных избирательных комитетов.
Интернет-пользователи оживленно публикуют новые посты с упоминанием NАSК и Якуба Коцяна, президента фонда «Демократия в действии». «Знаете ли вы, что неделю назад в NASK, который «предупреждал о возможном вмешательстве в выборы», присутствовал некий Якуб Коцян, ответственный как минимум за один из отвратительных, дегуманизирующих и, вероятно, незаконных предвыборных материалов, на которые в последние недели были потрачены сотни тысяч злотых в интересах «Гражданской коалиции» и Рафала Тшасковского?» — написал комментатор Шимон Янус в соцсети X.
«Якуб Коцян также участвует в проекте Министерства цифровизации «Избирательный зонтик», который в сотрудничестве с NASK направлен на защиту выборов. Эти люди создают оскорбительные видеоролики, а затем следят за тем, чтобы выборы были честными. Вы понимаете, что здесь происходит?» — отметил Адам Чарнецкий из ассоциации «Tak dla CPK».
«Один большой скандал», — комментирует депутат Европарламента от «ПиС» Михал Дворчик.
Этот скандал разразился перед самым началом избирательного затишья, поэтому он вряд ли окажет существенное влияние на предпочтения избирателей в первом туре. День тишины перед президентскими выборами в Польше начнется 16 мая в полночь и продлится до окончания голосования 18 мая в 21.00.
С другой стороны, согласно опросу United Surveys для Wirtualna Polska, Рафал Тшасковский все еще лидирует в первом туре, но его преимущество над Каролем Навроцким тает. В последнем опросе именно правый кандидат фиксирует рост поддержки. С другой стороны, Тшасковский все еще может рассчитывать на комфортное преимущество во втором туре.
Рафал Тшасковский остается лидером в президентской гонке с 31,5% поддержки, Кароль Навроцкий демонстрирует заметный рост и набирает 26,6%. Третьим в списке идет Славомир Ментцен, который получает 11,7% поддержки. Шимон Головня сохраняет результат предыдущего замера: теперь он может рассчитывать на поддержку 7,5%. Однако он находится за пределами пьедестала предвыборной гонки.
Несомненно, вопрос о скандале с незаконным финансированием предвыборных роликов еще вернется.