Меню

Как развивается автомобильный транспорт в Беларуси — узнали у экспертов

Общество

Мир не стоит на месте. Ежесекундно в нем что-то меняется, придумывается, усовершенствуется и разрабатывается. Беларусь активно следует тенденциям и регулярно предлагает что-то новое, необычное и интересное. Тема развития автомобильного транспорта в нашей стране — одна из основных. Послушали экспертов и узнали, как обстоят дела с экологичностью, конкурентоспособностью и технологичностью этого направления, пишет Минская Правда.

Касаемо чистоты воздуха высказалась консультант управления регулирования воздействий на атмосферный воздух, изменения климата и экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Татьяна Дубровская.

— Начну с того, что атмосферный воздух испытывает существенную нагрузку от выбросов транспорта. Согласно статистическим данным, за 2023 год суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составили порядка 898 000 тонн. Из них 45,5% приходится на выбросы от транспорта. В процессе эксплуатации транспорта в атмосферный воздух попадает значительное количество пыли, токсичных веществ, содержащихся в отработавших газах двигателей, создаются высокие уровни шума.

Как отметила Татьяна Дубровская, выбросы транспорта в первую очередь опасны тем, что попадают непосредственно в приземный слой атмосферного воздуха, где низкая скорость ветра, и поэтому они плохо рассеиваются.

— Как следствие, практически каждый житель города испытывает на себе влияние выбросов транспорта, особенно это характерно для жителей крупных городов. Если немножко в цифрах сказать то так, например, от сжигания одной тонны дизельного топлива в атмосферный воздух в зависимости от экологического класса автомобиля попадает до 60 килограммов газообразных продуктов горения топлива. До 4,5 килограммов углеводородов и до 2 килограммов твердых частиц сажи и других загрязняющих веществ.  

Кстати, в целях обеспечения экологической безопасности у нас в стране ведется активная работа.

— В Беларуси реализуются виды топлива, соответствующие экологическому классу К-5. Белорусскими производителями выпускаются транспортные средства высоких экологических классов. Обновляются транспортные парки, активно развивается пассажирский транспорт. В Минске активно развивается метро, расширяется государственная сеть зарядки для электромобилей, — подчеркнула спикер.

Нельзя не отметить, что в последнее время огромное внимание уделяется созданию инфраструктуры для безопасного и беспрепятственного движения, стоянки, хранения, сервисного обслуживания велосипедов и иных средств персональной мобильности.

— Подводя итог, скажу, что вся проводимая нами работа дает свои плоды. У нас в стране за прошедшую пятилетку выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от транспорта сократились на 6,2% или в натуральном выражении — это больше, чем 26 000 тонн, — резюмировала Татьяна Дубровская.

Затем своим мнением поделился заместитель главного конструктора по грузовой технике «ОАО Минский автомобильный завод» Николай Лакотко.

— Скажем так, постепенно мы видели обстановку, которая продвигается в мире и тоже, соответственно, вырабатывали нашу продукцию, исходя из этих требований. К примеру, в Европе есть регламент, в котором четко обозначено, что до 2030 года процент пассажирской техники, работающей на электричестве, должен составлять 80%. И, соответственно, грузовой транспорт не менее 15%. Также в Российской Федерации есть требования, допустим, для закупки автобусов только электрических, начиная там с 2021 года. Поэтому, конечно же, наш завод, помимо нашего традиционного направления дизельных автомобилей, активно развивает электрические автомобили, газовые, гибридные и беспилотный транспорт.

Стоит отметить, что традиционное направление организации — электротранспорт.

— Мы прекрасно понимаем, что это одна из мировых тенденций. К тому же в Беларуси есть все предпосылки для разработки электротранспорта. Это, в первую очередь, строящаяся атомная станция. Это льготы на электроэнергию. Это сниженный НДС. Это, в конце концов, и программа по расширению применения электрических автомобилей на 2021/25 год. Поэтому в этом плане сделано достаточно тоже много, — отметил эксперт.

К примеру, для Жодино изготовили 14 электроавтобусов, которые успешно эксплуатируются. Можно отметить, что завод также занимается производством электрогрузовиков.

— Это достаточно востребованная продукция. Особенно касается перевозки грузовиков категории до 12 тонн, которые эксплуатируются в городе. Это различные развозные грузовики. Опять же мы сейчас изготовили две модели. Одна с объединенным институтом машиностроения, национальной академии наук. И одна на базе наших комплектующих китайских производителей. Мы также являемся 1 из Заводов на постсоветском пространстве, который предлагает автобусы для аэродромов.

Так на предприятии изготовлен электробус МАЗ-271 для аэропортов. Он прошел эксплуатацию в Пулково в Санкт-Петербурге. И сейчас его передают в национальный аэропорт Минск-2.

— С академией наук у нас предусмотрена работа, которая сейчас на завершающей стадии. Это сборка коммунального мусоровозного автомобиля большого класса полной массой до 26 тонн. Скажу также, что в перспективе развивать электротранспорт большой грузоподъемности.

Стоит отметить, что основное потребление идет со стороны Российской Федерации.  Это города Южно-Сахалинск, Архангельск и другие — там порядка 150 автобусов, которые предлагаются для города.

— Еще одно интересное направление, которое достаточно недавно продемонстрировали — это гибридные автомобили. Мы разработали седельный тягач. Это седельный тягач с вынесенной вперед кабиной, с гибридной силовой установкой, тяговым накопителем и электромеханической трансмиссией, — подытожил Николай Лакотко.  

Рекомендуем