Меню

Когда богатство становится злом? Отвечает священник

Общество

«Богатство – это зло?» – с таким вопросом обратилась в редакцию жительница Столбцовского района.

Вот как прокомментировал иерей Георгий КУРЬЯН:

В окружающем мире легко потеряться от множества мнений и учений. Для того чтобы не потерять самого себя, каждому из нас нужно раскрывать и читать Священное Писание. Именно в нем можно найти ответы на жизненные наши вопросы.

Одним из таких вопросов является тема богатства, его значение в земной жизни человека. Этот вопрос актуален в наши дни тем, что иногда встречаешь христиан, которые считают, что многочисленные земные блага – дар Небес. Однако если мы обратимся к Священному Писанию, то заметим, что такое утверждение – либо самообман, либо лукавство перед Богом.

Священное Писание предупреждает человека о том, что лень к труду ни к чему хорошему не приводит: «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:10-11).

Говорит Священное Писание, устами апостола Павла, о том, что нет ничего плохого в том, что родители думают о будущем своих детей: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14).

Читаем мы в Писании и о том, что тяжелым грехом является жизнь человека только для самого себя: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Итак, как мы видим – нет никакого греха в том, чтобы стремиться к достатку в семье. Единственное, о чем должен помнить человек, так это о том, что собирание достатка не должно стать смыслом и целью жизни человека.

Но в Священном Писании мы читаем и другие слова. Господь говорит нам в Нагорной проповеди: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:24-25).

Вопрос для наших сердец: когда богатство становится злом? Богатство становится злом в том случае, если мы считаем нужным заботиться только о себе и своей семье, если не считаем нужным оказать посильную помощь людям, в этой помощи нуждающихся. Вспомним притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16: 19-31). Богач устраивает пиры, ведет роскошную жизнь. И не считает нужным хоть чем-то помочь нищему, лежащему у ворот его дома.

Сколько раз в своей жизни мы сталкивались с ситуацией, когда понимали, что можем помочь человеку, нуждающемуся в помощи. И сколько раз говорили сами себе: «Да зачем? Пусть его родственники ему и помогают!»

Нам легко осудить, нам легко распустить свой язык и очень тяжело нам расстаться с одной копейкой из своего кошелька. Сейчас не говорим мы о людях, которые пытаются прикрываться христианством, выпрашивая деньги, это – другая тема.

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что «Кто занят богатством, есть раб не только богатства, но и славы, почестей настоящей жизни и всего вообще житейского». А из Священного Писания мы знаем, что «Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24).

Главное, о чем мы должны помнить, так это о том, что богатство может уйти так, как и пришло. Поэтому апостол Павел дает нам замечательное наставление: «Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке» (Флп. 4:12).

В Ветхом Завете есть слова, которые должны стать ориентиром нашей духовной жизни в вопросе богатства: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня хлебом насущным, дабы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30:7-9).

Рекомендуем