Меню

Лукашенко отправил на доработку проект указа о контрольно-надзорной деятельности

Официально

Контрольно-надзорная деятельность в Беларуси будет совершенствоваться. Акцент будет сделан на сокращении излишнего количества проверок и мониторингов и мерах по улучшению результатов деятельности предприятий, а не на преимущественном применении штрафных санкций. Документ был рассмотрен на совещании у Президента Лукашенко. Об этом сообщает БЕЛТА.  

«Главой государства принято решение правительству совместно с губернаторами доработать этот проект. Это будет проект не о внесении изменений, а положение в новой редакции, чтобы она была понятна и удобна для использования. После этого проект будет отдан на заключение Комитету госконтроля, после чего будет рассмотрен главой государства. Поставлен срок до августа», — рассказал по итогам совещания председатель КГК Василий Герасимов.

Первый вице-премьер Николай Снопков пояснил, что в целом документ согласован государственными органами и сбалансирован. «Но Президент очень глубоко и тонко чувствует вопрос. И доработка документа — это реакция на позицию председателей облисполкомов. Суть ее заключается в том, чтобы изменить стили и методы целеполагания проверок. Вопрос очень актуален: целью проверки является нахождение нарушения или целью проверки является нахождение нестыковок в законодательстве, несоответствия нормативно-правовых актов (зачастую противоречащих друг другу), которое приводит к нарушениям. Если целью проверки будет являться именно такой формат, то это в конечном итоге будет обеспечивать второе требование Президента — чтобы проверка завершалась не наказанием, а повышением эффективности работы предприятий и отраслей. Поэтому документ отправлен на доработку именно в таком контексте», — сказал Николай Снопков.


Общая цель документа — помочь предприятиям не допускать выявляемых нарушений и повысить эффективность их деятельности.

На совещании Николай Снопков проинформировал, что в документе определены два основных направления. Первое — это минимальное вмешательство государства в деятельность хозяйствующих субъектов. Планируется исключить излишний контроль за счет сокращения количества проверок и устранения дублирующих функций контролирующих органов.

«В этих целях проектом указа предлагается установить периодичность проведения мониторингов не чаще одного раза в три месяца. Ввести запрет на проведение мониторингов в течение года после проведения проверки. За исключением случаев наличия сведений о нарушениях законодательства», — сказал первый вице-премьер.

Согласно проекту указа, на проверяющих возлагается обязанность регистрировать в специальной книге учета все мониторинги и мероприятия технического характера. Это должно упорядочить практику проведения таких мероприятий. Также в Кодекс об административных правонарушениях будут включены положения об ответственности проверяющих за невыполнение этой обязанности.

По словам Николая Снопкова, перечень и порядок проведения мероприятий технического (технологического, проверочного) характера были ранее определены Советом Министров, а теперь они предусмотрены в проекте указа.

Проект документа предусматривает смещение акцентов с карательной практики в сторону профилактики. Проверяющие будут обязаны устанавливать сроки устранения выявленных нарушений с учетом их специфики и возможности субъекта проверки. Эти сроки могут быть продлены по ходатайству проверяемой организации.

Проект указа предусматривает защиту руководителей и сотрудников организаций от ответственности за нарушения, допущенные до их назначения на должность, в течение первого года работы.

Документ также расширяет перечень грубых нарушений, совершение которых должностными лицами контролирующих органов может повлечь дисциплинарную ответственность, вплоть до увольнения. Субъекты проверок получают право подавать жалобы на действия проверяющих в вышестоящие органы или в Комитет государственного контроля. К таким нарушениям относятся: проведение мониторинга в непубличных местах без письменного согласия, требование предоставления документов, не предусмотренных мониторингом, и истребование сведений, не относящихся к предмету проверки.

Второе направление проекта — усиление контроля для защиты государственных, общественных интересов, жизни и здоровья граждан. Вводится возможность проведения оперативных проверок соблюдения законодательства о ценообразовании и требований пожарной безопасности в местах массового пребывания людей. Расширяются основания для передачи материалов проверок в правоохранительные органы, например, при неуплате налогов на сумму свыше 2 тыс. базовых величин.

Проект также увеличивает количество оснований для внеплановых проверок вновь зарегистрированных субъектов в течение двух лет, включая наличие информации о нарушениях законодательства, поручения судов и продолжающиеся нарушения, выявленные мониторингом.

Рекомендуем