Меню

Лукашенко принял участие в в Республиканском педагогическом совете

Образование

После доклада министра образования Андрея Иванца на Республиканском педагогическом совете Александр Лукашенко поинтересовался, какие проблемы остаются в сфере образования и насколько школа стала настоящим храмом для учеников.

Помните, я сказал, что школа — это храм, и, переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет (прежде всего ученик). Это выполнено поручение? Школьники приходят в школу с трепетом, понимают, куда они пришли? Или на перемене дым столбом стоит? Есть это в школе или нет? задал вопросы Президент.

Глава государства также потребовал от министра образования обозначить проблемные моменты, которые не были упомянуты в докладе.

— Сложилось впечатление, что нет проблем. Хотелось бы, чтобы вы перечислили эти проблемы. Перечислите, чтобы услышала педагогическая общественность, — отметил белорусский лидер.

Александр Лукашенко подчеркнул, что педагогический совет не должен быть формальным бюрократическим мероприятием.

— Если не выявлять и не обозначать проблемы, они останутся. Не стоит их скрывать или ретушировать, — потребовал глава государства. — Без вас, учителей, не будет ничего. И, самое главное, не будет здоровья. Если вы не научите в школе, врачей не будет, — добавил белорусский лидер.

Александр Лукашенко заявил на Республиканском педагогическом совете, что страна переживает чрезвычайно тяжелый период, находясь на грани выбора «или — или».

Президент напомнил, что сразу после введения ограничительных мер против Беларуси он настоял на том, чтобы правительство сосредоточилось не на санкциях, а на развитии экономики. В сложившихся условиях нужно было не только производить, но и продавать продукцию за границу. Для стран с экспортно-ориентированной экономикой это — серьезный вызов, однако власти справились с задачей, и обычные белорусы не почувствовали значительного санкционного давления.

— Мы живем в сложнейшее время. Я не говорю о том, что на юге у нас война идет. Что эти бешеные на Западе готовят против нас. Мы должны это держать в поле зрения. Что нам надо в этой ситуации — страну, махину эту (маленькая Беларусь — она не такая маленькая, когда занимаешься ею в целом), развернуть с Запада на Восток. Надо обеспечить, чтобы тебя приняли на Востоке. Слава богу, у нас это получается, но это тяжелейшая работа. Я хочу, чтобы вы понимали: страна живет в очень тяжелый период, вопрос «или — или», — подчеркнул Президент.

Глава государства также сообщил, что ему предлагают разные варианты действий, которые он не может принять.

— Нам сейчас советуют, подкидывают со стороны (на меня все это выливается): «Давай тут отступи, там освободи». Начиная отсюда и заканчивая: «Да плюнь ты на эту Россию, да отвернись ты от этой России. Давай будешь воевать с Украиной против России. А к той границе мы войска НАТО под Смоленск заведем». Доходит и до этого. Мне сегодня вносят предложения со всех сторон, которые мы принять не можем на 99%. Поэтому я хочу, чтобы вы поняли, в какой мы обстановке, в какой ситуации живем. Это все, что я вам могу сказать. И столько же я сказать просто сегодня не могу: все остальные вопросы — это мои вопросы. Сделайте свое дело, а я буду делать свое дело вместе со своими коллегами в правительстве, высшими должностными лицами, — добавил Александр Лукашенко.

Президент также отметил, что на педагогическом совете он хочет услышать правду от его участников и почувствовать, каково состояние учительства в нынешних условиях.

— С учетом той обстановки, которая сегодня складывается, добавил он.

Лукашенко заявил, что в той сложной ситуации, которая образовалась вокруг Беларуси, страну надо удержать. И об этом нужно думать всем, а также быть готовым к этому, чтобы не потерять суверенитет и независимость. В этом вопросе, по мнению главы государства, все начинается с учителей.

«Мы с вами в одной лодке и деваться нам некуда. Темнить, врать или приукрашивать ситуацию не надо» — подчеркнул белорусский лидер.

Александр Лукашенко отметил, что 50 процентов его работы составляет учительство.

«Сфера образования для меня — важнейшая. Я должен видеть, анализировать и учить всю страну. Показывать: вот это надо, это… А иногда поставишь задачу, проконтролируешь — не сделано, потом идешь, сам делаешь», цитирует главу государства БЕЛТА.

Во время своего выступления на Республиканском педагогическом совете Президент Беларуси Александр Лукашенко прокомментировал внедрение пилотного проекта по школьной форме в Минске.

«Сегодня вдруг возник вопрос со школьной формой. На ровном месте. Проблемы большой не вижу, но реагировать надо. Это, казалось бы, мелочь, но мелочей в нашей работе нет!», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Напомним, в новом учебном году в Минске будет реализован пилотный проект, связанный с деловым стилем одежды. В него вошло 20 учреждений образования: 8 гимназий и 12 средних школ. Учащиеся этих учреждений образования должны будут ходить на занятия в унифицированной одежде делового стиля. Капсула составлена в одной цветовой гамме, из одинакового набора тканей, в ней применены единые подходы к фурнитуре, оформлению. 

В иных учреждениях образования сохраняются прежние подходы. Допустим, если в учреждении образования ранее было принято два единых элемента (к примеру, жилет и галстук), этот подход остается.

О централизованном экзамене

Глава государства подчеркнул, что в работе системы образования нет мелочей. «Любые нестыковки, недоработки приводят к тому, что штормит всю страну, от мала до велика. Примеры не надо называть: вы знаете. Вы помните, какой негативный резонанс в обществе вызвала в прошлом году история с подсчетами баллов за централизованный экзамен, — напомнил Александр Лукашенко. — Не знаю, правильно или нет, но меня информируют о том, что вы это еще не изжили до конца. Это мы изучим в ближайшее время».

Президент потребовал, чтобы все было честно и прозрачно, понятно каждому. «Все должно быть ориентировано на учителя и среднего жителя нашей страны. Ученики и родители должны понимать, как оценили эти баллы», — обратил он внимание. 

В нынешнюю же вступительную кампанию, несмотря на достаточно слаженную работу, люди жаловались на большие очереди при подаче документов, отметил глава государства.

Министр доложил об итогах проверки деятельности вузов и ректоров, проведенной по моему поручению. Но я вам скажу, что это только начало и отсидеться никому не получится. Мы намерены самым бескомпромиссным образом навести порядок в университетах, — предостерег Александр Лукашенко.

Президент Беларуси Александр Лукашенко, выступая на Республиканском педагогическом совете, потребовал радикально устранить проблему избыточной бюрократии в школах.

Глава государства подчеркнул важность внеклассной работы, которую педагоги выполняют, и отметил, что она требует значительного времени. Вместе с тем он выразил недовольство тем, что учителя перегружены ненужной бюрократической писаниной, которую никто не читает.

— Я думаю, Андрей Иванович (Иванец, министр образования. — Прим.), после этого разговора вы примете радикальное решение. Учитель не должен заниматься пустой работой, писать отчеты, которые не нужны, — сказал Президент, за что получил поддержку зала в виде аплодисментов.

Александр Лукашенко напомнил, что он уже неоднократно высказывался против таких подходов.

— Я не должен больше слышать разговоров на эту тему. Примите личное решение, — еще раз подчеркнул глава государства, обращаясь к министру образования.

От педагогов Минщины на Республиканском педагогическом совете выступила директор Лошицкой гимназии Борисовского района Юлия Саматыго:

— Мое мнение, как руководителя, — образование невозможно без воспитания. Именно поэтому сделали акцент на воспитательный потенциал урока, отбор содержания учебного материала, который предоставляет учащимся образцы подлинной нравственности и духовности, гражданственности и патриотизма. Это кропотливая работа, каждый день, на каждом уроке. Изучение с 1 сентября нового предмета — «История Беларуси в контексте всемирной истории» — это дополнительная возможность воспитания средствами учебного предмета.

Александр Лукашенко высказался о недопустимом отношении к выпускникам, работающим по распределению.

Президент указал на факты, когда заказчики кадров заставляют молодых специалистов выполнять работу, вообще не требующую квалификации.

«Мне поступает информация о недопустимом отношении к выпускникам, которые прибыли к вам по распределению. И это я еще мягко выразился», — цитирует Президента БЕЛТА.

Аналогичная ситуация, по словам главы государства, с жильем, когда условия с большой натяжкой можно назвать удовлетворительными.

Александр Лукашенко на Республиканском педсовете подтвердил планы к 2025 году выровнять зарплату работников образования со средней по стране, пишет БЕЛТА.

По словам Президента, учитель был и остается опорой государства. А вопросы соцподдержки педагогов, укрепление их положительного имиджа и школы — приоритетнейшее направление политики.

«Работа в этой сфере будет продолжена», — сказал глава государства.

В Беларуси будет создан образовательный хаб мирового уровня, не уступающий Гарварду. Об этом сообщил Александр Лукашенко на Республиканском педагогическом совете.

— Таланты должны оставаться в нашей стране! Необходимо усилить работу с одаренными детьми в школах и вузах. Наша цель — чтобы они жили и работали здесь, у нас, — заявил белорусский лидер.

По словам Президента, с Беларуси в следующем пятилетнем периоде создадут образовательный хаб мирового уровня, не уступающий Гарварду.

— В качестве примера, на базе одного из факультетов БГУ мы построим самый современный кампус и организуем полный цикл Высшей школы по одной из специальностей, а также по другим направлениям, — отметил белорусский лидер.

Говоря о профессиях будущего, глава государства отметил недостаточную работу в развитии специальностей, находящихся на пересечении нескольких дисциплин. В частности, он упомянул такие области, как телемедицина, агрокибернетика и биохакинг.

Министр образования Андрей Иванец на Республиканском педагогическом совете вручил Президенту Александру Лукашенко обновленное пособие по философии и новый учебник по истории.

По словам министра, после критики со стороны главы государства пособие по философии было полностью переработано.

— Вы неоднократно подчеркивали, что учебник по истории должен быть образцовым. Мы постарались создать первый такой образец, — добавил Андрей Иванец.

Президент, получив подарок, поблагодарил: «Это настоящий подарок! Спасибо вам большое, не зря пришел».

В феврале, на встрече с ректорами белорусских вузов, Александр Лукашенко обратил внимание на качество учебников. Он рассказал, что недавно ознакомился с пособием по философии для студентов. «Слушайте, какой кошмар! — так оценил Президент. — Что они написали — это ужас! Советские учебники давали четкие структурированные ответы на все вопросы, а там такой хлам… Ни один студент это не выучит».

Президент потребовал привести учебники в порядок, особенно школьные, и изложить информацию в них нормальным, доступным для учащихся языком.

В марте, на встрече по случаю 30-летия Конституции Беларуси, Александр Лукашенко напомнил о своем поручении.

«Мы ни в коем случае не должны уничтожить профтехобразование», — предупредил глава государства, иначе, по его словам, будут огромные проблемы.

Беларусь в этом в плане выгодно отличается от многих стран на постсоветском пространстве, что отмечалось в том числе на высшем уровне. Так, на одном из саммитов лидеров ЕАЭС прозвучала просьба об оказании помощи в подготовке квалифицированных рабочих кадров. «На что Путин ответил: «Вы знаете, у нас еще большая проблема». Говорит: «Если вам что-то и поможет (конечно, не в том объеме, что вы хотели бы), это только Беларусь. Они сохранили профессионально-техническое образование. А мы его после распада Советского Союза разрушили», — привел содержание той беседы Александр Лукашенко.

По словам президента, в других странах постсоветского пространства уже почувствовали остроту проблемы, в то время как для Беларуси она вполне решаема за счет сохранения важнейшего звена в системе образования — системы профтехобразования. «У нас есть база, и мы можем на этой базе подготовить больше рабочих рук, мастеров, прорабов. Это важнейшее звено», — отметил глава государства.

Еще один положительный эффект от образования в училище или колледже — возможность получить полное представление о выбранной профессии, прочувствовать ее на практике, сформировать отличную базу для последующей учебы в вузе. «Это уже по-настоящему влюбленные в профессию люди. Их не надо агитировать. Они, если аграрии, или агрономы, или зоотехники, или экономисты, — они уже не уйдут в другую профессию. Поэтому нам очень важно эту середину — между школой и вузом — обязательно сохранить», — сказал Александр Лукашенко.

Он обратил внимание, что для качественного профессионально-технического обучения вовсе не нужно стремиться к созданию в учреждении образования «филиала» современного цеха с самыми современными образцами оборудования. Лучше наладить сотрудничество с предприятиями, строительными и сельскохозяйственными организациями, чтобы обучение шло непосредственно на местах. «Нам надо решить эту проблему. Члены правительства здесь присутствуют. Надо принять решение», — сказал Президент.

Рекомендуем