Меню

Не дом, а клуб рукоделия

Общество

Редкий случай, когда мужчина занимается вышивкой. А житель слободы Сергей Кучук – из таких мастеров-самородков. В его руках рождаются иконы, пейзажи, портреты, и они уже не раз
выставлялись на обозрение односельчан и жителей Столбцовщины.

Шел к этому долго, — рассуждает Сергей. — В Логойском доме-интернате, куда попал после травмы, меня уговаривали насчет вышивки, но не хватало терпения. В один прекрасный момент попробовал. Получилось. И тогда мне даже карт-бланш дали: мол, ты притворялся, что не умеешь…»

Из школы-интерната в дом-интернат

Судьбу Сергея Кучука не назовешь счастливой. До определенного момента… Родился он в Дзержинском районе, а рос, как и его жена Наталья Алешкевич, в школе-интернате в Задворье. Оба называют это учреждение школой жизни (ее закрыли в 2002 году. — Прим. редакции), так как там их научили всему тому, что они умеют, дали максимальную социализацию.

«Учительницу математики и трудового обучения Марию Федоровну Васильеву вспоминаем до сих пор, – признается Наталья. — На уроки она приходила в костюмах, которые сама вязала, шила. Этому научила и нас. С разных выставок она привозила интересные идеи, и их мы вместе реализовывали».

После школы-интерната Сергей служил в Колосове. Когда вернулся из армии, трудоустроился на пилораму столяром. И все у него складывалось хорошо, но случился неудачный прыжок в озеро…
В результате травмы у молодого человека отказали ноги, руки.

К счастью, в процессе реабилитации обе руки удалось разработать, поэтому, даже двигаясь на инвалидной коляске, Сергей сам себя обслуживает. И стремится жить полноценно. Разумеется, с поддержкой жены.

«Уже 23 года я на инвалидной коляске, — подытоживает мужчина. Сразу находился под опекой сестры, а когда ее не стало, сельский совет оформил меня в дом-интернат».

Душа бурлила, когда оставлял эти стены

Познакомились супруги в доме-интернате. И после этого судьба Сергея Кучука круто изменилась.
«Помог нашей встрече интернет, — уточняет Наталья. Мы отыскивали тех, с кем вместе учились в школе-интернате. Вышли на Сергея. На тот момент я знала только то, что это брат моего одноклассника.

Я сразу не осмеливалась ему позвонить. Но как-то связались в «Одноклассниках», и я быстро поняла, что этому человеку нечего делать в доме-интернате. Съездила туда и убедилась, что заберу его оттуда. Единственный вопрос был — как отреагируют мои дети? На тот момент дочь обучалась в Борисовском медколледже. Сын вернулся из армии, работал».

Сергей делится пережитым: «От осознания того, что оставлю стены дома-интерната и жизнь наладится, душа забурлила. Раньше я часто повторял выражение: «Кому мы, инвалиды, нужны?» К счастью, ошибся».

Вышил своей главной «Встречу»

У Сергея Кучука, с которым Наталья заключила брак, сбылась давняя мечта о собственной семье, а дети Натальи приобрели в его лице друга, внимательного собеседника. Для Натальи муж стал своеобразным мотиватором.

«Он нашел в себе способность жить — это вдохновляет», — объясняет женщина, акцентируя внимание на том, что в доме-интернате она увидела много людей, стремящихся чем-либо заниматься. Одна девушка вязала, вышивала и, освоив компьютер, продвигала через Интернет работы людей с инвалидностью.

Наталья и Сергей видят Божий знак в том, что нашли друг друга, когда шел Великий пост. Сергей как раз работал над вышивкой «Встреча» по библейскому сюжету. Эту работу заказали ему россияне.

Сейчас в их доме, как шутит Наталья, — клуб рукоделия. Сергей вышивает, вяжет. Наталья вяжет. Правда, Сергей создает произведения для выставки, его жена — вещи для членов семьи.

Иконы, портреты затягивают

«Люблю вышивать то, что сложно. Это портреты, пейзажи … Над ними надо думать, все подсчитать. Такие работы затягивают … — говорит Сергей Кучук. — Недавно вышивал икону, пришлось изменить схему, чтобы лица на ней были без бликов. С женой думаем над тем, чтобы освятить иконы. Проблема у нас с рамками, так как в Столбцах нет мастера по багету».

Часть своих работ Сергей с радостью дарит. «Сватам завезли вышивку с лошадью. У соседа был юбилей, пошли с тигром», — рассказывают супруги.

В общем они не засиживаются дома. Даже попали в гости к друзьям, которые живут на пятом этаже. «И танцевальный дебют у нас был, – добавляют они интриги. — Повторили его, когда поехали в санаторий. Все были приятно удивлены, благодарили».

В помощь супругам – семейный автомобиль. Наталья — за рулем. Сергей сам пересаживается в салон, а его коляска отправляется в багажник.
«Моя универсальная коляска — это, по сути, ноги. Жена — мои руки, потому что не везде заедешь без ее помощи», — уточняет Сергей.

Готов быть инклюзивный работникам

О безбарьерной среде в городской инфраструктуре можно говорить много. Оно создается, но есть над чем работать. Безбарьерку  создали в первую очередь в своем доме. Помог с этим сын Натальи.
Так сложилось, что Наталья работает посменно в хосписе паллиативного ухода под Минском. Ухаживает за лежачими больными. Нередко сталкивается со смертью. «Трудностей много, и жизнь непростая, а что держит?» — интересуемся у этой сильной духом женщины.

«На любви все держится. Трудности проходим вместе. Ремонт в доме делаем потихоньку. Рассаду выращиваем. У нас 25 соток земли. Часть занимает сад, в нем посадили молодые деревца. Есть куриный дворик», — говорит Наталья.

Каждый в этой семье в чем-то себя проявляет. Сын пропадает в гараже, с удовольствием ремонтирует машину. Дочь (она живет в Колодищах и работает в поликлинике) в свободное время печет торты, раньше занималась игрушками.

Сергей кроме творчества хотел бы иметь работу. В 2021 году он отучился на курсах оператора ПЭВМ, но с работой как-то не получилось. «Мог бы быть диспетчером, кассиром, — говорит он. — Но не у каждого нанимателя создана безбарьерка для человека на инвалидной коляске и соответствующие санитарно-бытовые условия».

Жизнь меняется, и не пропадает надежда найти свою вакансию. Почему бы и нет? Сергей уже сумел разрушить стереотип о том, что вышивка — это преимущественно женское дело.

Рекомендуем