Память о войне: Воспоминания Веры Кожич из Клетища

В Клетище живет Вера Кожич — единственный старожил и коренная жительница, которая помнит страшную военную историю деревни.
Девичья фамилия Веры Иосифовны – Адамцевич. Она родилась в Клетище в 1938 году. Всю свою жизнь прожила здесь, где вечным сном покоятся ее прадеды.

«Немец подфутболил собаку, я — за ней»
«Сразу наша местность принадлежала Польше. Потом пришли советские солдаты. Но недолгой была мирная жизнь… В 1943 году немцы начали нас жечь, — вспоминает Вера Иосифовна. — Сразу загорелась Рудня Налибоцкая. До войны там была школа, жило много людей. Помню, как у нас начала гореть хата за хатой… У нас во дворе немецподфутболил собаку, она закрутилась винтом и полетела в огонь. Я бросилась за ней… Если бы не бабуня (так на местном диалекте называют бабушку. — Прим. ред.), которая схватила меня, то мы бы сгорели вместе.
Деревня была сожжена дотла, а людей разделили. Мужчинам приказали лечь лицом вниз на убранное поле, а женщин и детей загнали в здание, напоминающее баню. И заперли. Чтопомешало нас сжечь – не знаю… Они пулеметы установили — два со стороны леса и один от дороги. Но тут на мотоцикле кто-то подъехал, что-то сказал… После войны отец рассказывал, что немцам нужны были люди, чтобы перегонять из Ивенца на железную дорогу скот, который они награбили у населения. Наверное, это нас и спасло. Так бы никого в живых не осталось…»

«Пережили блокаду… подо мхом»
«Когда деревню сожгли, часть людей ушла в партизаны. То же сделали и моя мать со старшим братом. Отца, как и других мужчин из деревни, угнали в Германию на принудительные работы. Дома остались мы с бабуней, — рассказывает Вера Кожич. — У нас было три коровы. Бабуня их доила и молоко отдавала раненым партизанам. И они делились с нами последним куском. Мы пережили блокаду.
«Нам выкопают ямку, кустами и мхом ее накроют и говорят: «Сидите, детки, не разговаривайте, а то немцы постреляют…» А они шли с автоматами, только касками барабанили.
Партизаны защищали нас и не давали врагу ни единого шанса. Враг боялся идти в пущу. Он знал: где лес, там партизаны.
Переболели тифом. Ужасная болезнь. Как лечились? Бог его знает. Помню, как бабуня брала тол, добавляла в него соль и натирала нам плечи. А они были покрыты корками и струпьями. Затем нужно было сидеть у печи с горящим пламенем. Чего только ни делали, чтобы выжить. Этого сейчас не расскажешь…»

«Елена Ивановна, партизанский салат!»
Вера Кожич держит в руках фотографию, которой более полувека. Очень дорожит этим черно-белым фото. Уважительно отзывается о тех, кто на нем.
«Эти двое мужчин — из Башкирии. Этот — белорус, из Минска. А этот — Михаил Суденко. Родом из Краснодарского края, но поселился в нашей деревне. Работал на ферме. После войны к нему приезжали друзья-партизаны, с которыми вместе воевал, — говорит женщина. — В 1950 году к бабунепожаловал Царюк Владимир Зенонович, который руководил здесь партизанским движением, получил звание Героя Советского Союза. Приехал, обнял бабуню, сказал ей спасибо. А она: «Дитятко, чем тебя угостить?» Он говорит: «Елена Ивановна, партизанский салат!» Это перья зеленого лука с кислым молоком. И теперь я делаю такой салат своим детям, внукам, но уже со сметаной.
У нас была фотография той встречи. Владимир Зенонович — с тростью, так как хромал после ранения правой ноги. Врачи вообще рекомендовали ее отнять. Но он не согласился. Рана гноилась, и бабуня «лечила» ее пеплом. Когда в пущуприлетел самолет и встал вопрос, кого вывозить — детей или его, раненого командира, он уступил место детям».

«Правнучке в День Победы — три года»
«Мой отец четыре года работал у бауэра. Вернулся в Клетищеон и еще один человек, хотя в Германию были вывезены все мужчины. Отец пошел работать лесником, — делится Вера Кожич. — Клетище восстановили быстро. Помогли леспромхоз, лесничество, которые находились в деревне. Мы все делали сами. Помогали друг другу. После войны в деревне проживало около 500 человек.
В нашем доме были после войны известные люди. Янка Брыль, Владимир Короткевич… Я работала в столовой, на почте. Не променяю свою деревню ни на какую другую. У меня четверо внуков, семь правнуков. Старшей правнучке — 21 год, а младшей, Елизавете, в День Победы исполнится три года.
Молодежи желаю жить на родной земле, заботиться о родителях. Недаром наш народ победил врага – потому чтосплотился. Маршал Советского Союза Г. К. Жуков в своей книге сказал пророческие слова: «Мы их победили, но они нам этого никогда не простят».
Желаю Беларуси процветания, мира на земле. Он очень хрупкий, нужно его беречь».


