Меню

Перекличка традиций, равнение на знания: 150 лет назад в Несвиже открылась учительская семинария

Культура

Несвиж! Именно здесь 150 лет назад была открыта учительская семинария, а 1875 год стал отправной точкой в создании форпоста для «отпора польскому католицизму системой просвещения и образования».

Кому принадлежала инициатива

Инициатива открытия такого заведения исходила от министра просвещения в России графа Д. А. Толстого и попечителя Виленского учебного округа Н. А. Сергиевского. Аналогичные центры обучения возникли в Молодечно, Полоцке, Свислочи, а позднее и в других городах нашего края. Принимались лица с 16 лет всех сословий православного вероисповедания, которые выдержали вступительные экзамены в объеме программы 2-классных начальных училищ. Преподавались история, русский язык, церковно-славянский язык, математика, физика, география, природоведение, чистописание.

Несвижская учительская семинария располагалась в новом построенном учебном корпусе, имела физический кабинет, хим. лабораторию, актовый зал, класс для занятий рукоделием, интернат для учащихся. При семинарии действовало образцовое начальное училище, где будущие учителя проходили практику, была метеорологическая станция (с 1900 г.), музей (с 1910 г.), библиотека насчитывала несколько тысяч книг. Финансировалось учреждение с государственного бюджета. Даже учащиеся получали питание, как позже напишет в своих воспоминаниях К. Мицкевич (Якуб Колас) –  «Кармілі нас з агульнага катла». Срок обучения был 3-5 лет. Преподавателями в Несвиже работали выпускники Виленского, Киевского, Московского, Санкт-Петербурского университетов, зарекомендовавшие себя преданностью тем задачам, которые ставило Российское государство перед учебными заведениями. А задачи эти были огромны. Предстояло обучить высвободившихся от крепостной зависимости молодых крестьян хотя бы простым знаниям, привить любовь к русскому языку, литературе, искусству и т. п. Белорусский язык в то время продолжал свой нелегкий путь поисков научно-обоснованных норм, правил как в произношении, так и в правописании, поэтому и не использовался в семинарии, хотя учащиеся и привлекались к сбору фольклорного материала, посещая ближайшие от Несвижа деревни и ведя записи.

Масштабы работ

О масштабах работ со стороны государства в области просвещения свидетельствуют, например, такие цифры: в 1914-1915 гг. в Виленском учебном округе уже было 6667 начальных училищ и школ, 31 мужская гимназия, 69 женских гимназий, 11 реальных училищ, 3 учительских института, 8 учительских семинарий. В Вильно издавалась «Памятная книжка Виленского учебного округа» (1874-1915 гг.). Стремительно развивалась сеть железных дорог в Северо-западном крае. Крестьяне страдали от малоземелья, для них выпускались книги, например, «Как хозяйствовать на хуторах и шнурах», «Беседы о ведении хозяйства», «Как мастерить ульи», «Земельные дела в Новой Голландии» и др.

«Аб навуцы» задумывались в каждой семье

Приближался ХХ век с его моторами и войнами. Никого не интересовало уже – граф ты или князь – надо было вести любое производственное дело с прибылью. Поэтому «Аб навуцы» задумывались в каждой семье. Например, три брата моей бабушки по матери еще до революции 1917 г. выучились на учителей народных училищ. Все они из Нового Сверженя, что на Столбцовщине, а это 30 км от Несвижа. Василь Щорс, окончив Несвижскую семинарию, работал с 1902 г. в народном училище. В 1904 г. было построено новое здание для детей этого местечка. Василь был направлен на работу в родные места, потому что родители его были старые, немощные, он жил дома. Хорошо знал русский язык и литературу, руководил местным церковным хором. В то время учитель сельский зарабатывал неплохо, об этом я знаю из семейных пересказов. А недавно и сам прочел в газете АиФ № 1, 2025 г. «Средняя зарплата рабочих в Петербургской губернии составляла 21 руб. в месяц, а по империи 16,18 руб». А сельскому учителю назначалось около 30 руб. в месяц (300 руб. в год). Продукты стоили недорого.

Самый старший брат моей бабушки Иван Антонович  Щорс работал учителем начальных классов в Латвии, которая после Первой мировой войны добилась независимости. Здесь по данным переписи 1897 г. проживало 79 523 белоруса. Работало несколько десятков начальных школ в сельской местности, а также Люцинская государственная гимназия, Двинская государственная гимназия. Некоторое время Щорс И. А. осуществлял инспектирование этих учебных учреждений, выполняя поручения министерства просвещения. Школы эти назывались белорусскими, так как их ученики в большинстве своем были белорусы и некоторые предметы там преподавались по-белорусски, но судьба обучения детей диаспоры белорусской в Латвии была тупиковой, не было ни учебников, ни кадров.

К тому же с установлением диктатуры Ульманиса государственная поддержка (финансирование) развития школ национальных меньшинств была остановлена. Умер Иван Щорс 20 ноября 1930 г. в Риге во время утренней молитвы в Рижской белорусской основной школе, которая осуществляла учебную и методическую помощь подобным школам.

Самый молодой из братьев – Александр Антонович Щорс работал учителем в народном училище в Пинском повете Минской губернии (тогда было так). В 1916 г. его 34-летнего призвали в царскую армию, службу он проходил в эвакуационном полку в городе Елисаветграде (теперь Кировоград). А. А. Щорс был спокойным, молчаливым человеком. Вместе со своей женой Стефанией воспитали пятерых замечательных детей. Два сына – Ростислав и Александр – погибли в 1941 году на фронте.

Фамилия одного из сыновей учителя – Щорс Игорь Александрович – золотыми буквами записана в историю России. Книга эта называется «Великая Россия. Имена». В годы войны он работал контрразведчиком. Многое сделал для победы над врагом. О его боевых делах снят фильм под названием «Служебный брак. Засекреченная любовь».

Дальнейшая судьба семинарии

Несвижская учительская семинария в декабре 1919 г. была закрыта. А в сентябре 1944 г. в уцелевших зданиях бывшей семинарии (а еще ранее – помещения монастыря бенедиктинок) разместилось Несвижское педагогическое училище. Хотя Отечественная война на западе продолжалась, но советская страна уже заботилась о возрождении разоренных фашистами территорий. С фронта вызывались учителя. Учились в три смены. Лица молодых людей светились радостью в ожидании скорейшей Победы, и учеба давалась легко. Послевоенный период восстановления системы образования в Несвиже хорошо описал в своих воспоминаниях Казимир Поготский. Его записи были опубликованы в газете Советская Белоруссия (Беларусь сегодня) 29 августа 2012 г.

Когда было подготовлено достаточное количество кадров для начальных школ, педучилище было закрыто, и на его месте, в сентябре 1956 г., открыли Несвижскую школу-интернат имени Якуба Коласа. Эта школа просуществовала до 1984 г., и было опять восстановлено педучилище, а с 1994 г. – колледж. Готовят здесь учителей начальных классов и учителей иностранного языка (немецкий и английский) для базовой школы. Обучение дневное.

Несвиж чтит вековую историю

Надо помнить, что Несвиж издавна славился своими педагогическими традициями. Здесь работал езуитский коллегиум (обучилось 300 человек) как среднее учебное заведение, действовал с 1586 по 1773 гг. Функционировал кадетский корпус. При костелах и церквях существовали школы, куда богатые семьи отдавали своих детей для воспитания. Действовал театр Радзивиллов. На улицах этого городка звучала польская, русская, немецкая, еврейская, французская и прочая речь. Но это все в умах зажиточных людей, и простой люд, как говорят в таких случаях, тянул жалкое существование.

Сегодняшний Несвиж чтит свою вековую историю. Несвиж – это город-красавец. Каждый своим нервом устремлен в светлое будущее. Он – и мой Несвиж! Здесь провел я детские годы. В одном из своих стихотворений я написал:

Жыві, Нясвіж! Хай дзень за днём

Гучыць тваё імя!

І ты – наш лёс! І ты – наш дом!

Мы тут – адна сямя.

Николай КУТАС,  выпускник (1963 г.)  Несвижской школы-интерната имени Якуба Коласа

Рекомендуем