Меню

Подгорная под защитными крестами

Общество

Старые люди утверждают, что пламя войны из этой деревни было видно даже в Столбцах.

Кажется, сегодня ничто не напоминает о том, что пережила Подгорная (до 1968 года деревня называлась Супоросная Слобода). Деревня расположена на живописных холмах с видом на озеро. Водоем искусственный, но он привлекает рыбаков, а в купальный сезон — отдыхающих, так как здесь оборудована массовая зона отдыха на воде. Когда-то деревня была густонаселенной, с церковью и каплицей, школой, где до 1939 года преподавали исключительно по-польски. Здесь же, на одном из въездов, размещена карта-схема охотничьих угодий, которая свидетельствует о богатстве этих лесных мест живностью, их популярности среди охотников. С обеих сторон Подгорную защищают кресты.

Дымилась Супоросная Слобода

Военную историю Подгорной вспомнила одна из ее старейших жительниц — Мария Мазуркевич. Родилась она в 1942 году в Яченке, но почти всю свою сознательную жизнь провела здесь. Сюда, на родину отца, семья переехала в 1960 году. Здесь женщина вышла замуж.

«Бабуня Анна Григорцевич рассказывала, что до войны деревня была очень плотно застроена. Дом возле дома. Было несколько улиц, — говорит Мария Мазуркевич. — Моих будущих свекра и мужа немцы хотели вывезти в Германию. Они ехали из Бриничева и по дороге видели, как дымится Супоросная Слобода… Деревня была полностью разрушена. К счастью, им удалось бежать от немецкого рабства. Кто-то в Шашках приютил их семью».

Жители Подгорной Виктор и Анна Сахар тоже не раз слышали о военной трагедии деревни от односельчан-сторожилов. Вместе с сыном Павлом (тогда — учеником Шашковской средней школы, сейчас он студент-третьекурсник БГУИР) они собирали эту устную историю, обращались и к архивным источникам. Эти сведения легли в основу исследовательской работы Павла «История Столбцовщины в судьбах моих земляков» (научный руководитель — учитель белорусского языка и литературы Л. А. Горячко). Выступление с ней на республиканском конкурсе принесло ему первое место.

Погибло три человека, разрушено 130 домов

В исследовательской работе Павла Сахара приводятся, в частности, воспоминания бывшего жителя деревни Супоросная Слобода Петра Григорцевича:

«Летом 1943 года, когда была жатва, немцы провели карательную операцию против партизанских отрядов. Вокруг Налибокской пущи они сжигали деревни, а людей угоняли на принудительные работы в Германию. Когда горела наша деревня, пламя было видно в Столбцах…”

Эту информацию Павел Сахар конкретизирует данными Национального архива Республики Беларусь: в Супоросной Слободе погибло три человека, было разрушено 130 домов.

Хотели очередную Хатынь

В Подгорной, как и в других населенных пунктах Столбцовского района, к сожалению, не осталось свидетелей той огненной трагедии, но есть те, с кем они делились своими историями.

«О войне мне рассказывали коренные жители Копач Виктор Антонович (1934 года рождения), Юнцевич Регина (1929), — говорит Виктор Сахар и указывает на ближайший участок с голубикой. — Раньше на этом пастбище стоял сарай. Сюда немцы согнали людей. На горе всё заставили пулеметами… Они хотели превратить Супоросную Слободу в Хатынь, но что-то пошло не так…»

Мария Мазуркевич вспоминает: «Мазуркевич Вера Ивановна рассказывала, что многие жители деревни имели связь с партизанами. Кормили их, носили им бульбу в лес. Когда немцы пришли в дом Григорцевичей, то сразу спросили: «Где ваш сын Ян?» Им ответили: «Кто его знает?..» Тогда всю семью погнали на то место, где планировалось их сжигать. Мать хотела что-то сказать, ее тут же застрелили…

Панкаль Марьян Михайлович в этих местах партизанил. Его ранило. Оружие он спрятал, а когда немцы окружили в лесу и стали допрашивать: «Партизан?», то выдал себя за неудачливого дровосека. Ему не поверили, отправили в лагерь смерти. Конечно, узник не вышел бы оттуда живым, но как раз пришло освобождение… Отца Марьяна в Туленке застрелили. Дом подожгли. В огонь бросили и его тело… А матери с детьми удалось убежать…»

Строились на пепелище

Знакомясь с материалами исследования Павла Сахара, понимаю, что, помимо погибших людей и разрушенных домов деревню постигла еще одна беда: не все из тех, кого вывезли в Германию, вернулись на Родину. Эти люди после освобождения выехали жить в Польшу и другие страны.

О судьбе своего отца, который в 14-летнем возрасте был вывезен в Германию, рассказала Мария Бужинская (из дома — Вербицкая). После освобождения он оказался в Харькове. Создал там семью. Но в Супоросной Слободе оставались родители, поэтому все таки вернулся на малую родину.

«Восстанавливали сгоревший дом. Жить приходилось в землянках, курниках… Тяжело было. Но мои предки очень любили свою деревню. Это какая же привязанность нужна, чтобы вернуться и на пепелище строиться?..» — задает риторический вопрос Мария Брониславовна. Она приезжает в родную деревню из Минска, поддерживает в порядке родительскую усадьбу.

Прошлое и патриотизм

С родительского порога начинается патриотизм, душа человека.

В своем исследовании представитель современного молодого поколения Павел Сахар написал так: «В прошлом я ищу тот источник, который может укрепить духовные силы. Память мне нужна, чтобы строить завтрашний день».

Давайте знать и беречь то, что пережили наши предки, черпать из этого исторического наследия свою уникальность.

Рекомендуем