Меню

Поражает своей энергетикой. Как Будславский костел стал местом силы для тысяч паломников

Культура

Центры притяжения для всех конфессий предложил создать Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2025 года на встрече с представителями религиозных конфессий. Всего в нашей стране зарегистрировано 25 конфессий и религиозных направлений. И все эти люди живут в мире и согласии, в уважении друг к другу. Создание духовных центров — еще одно свидетельство того, как государство способствует поддержанию конфессионального мира. В новой рубрике «Духовное притяжение» БЕЛТА рассказывает о духовных центрах четырех конфессий, истории их создания, сохранения веры на наших землях, а также об их вкладе в приумножение миролюбивых традиций белорусского народа, семейных ценностей и здорового образа жизни.

Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии определен духовным центром католиков — второй по численности конфессии в стране. Чтобы узнать о том, почему ежегодно в Будслав устремляются тысячи паломников со всех уголков страны, журналисты нашего издания отправились в этот уникальный агрогородок, затерявшийся среди лесов у небольшой речушки Сервечь. Прибыли сюда накануне Рождества, которое празднуют католики всего мира 25 декабря.

Явление Девы Марии

Два часа на автомобиле — и вот мы уже на месте — перед величественным каменным Будславским костелом. Строение поражает неповторимой энергетикой, гармонией и симметричностью монументального фасада с массивными четырехъярусными башнями, соединенными фигурным гребнем. На ступеньках храма нас встретила местная прихожанка Дина. Увидев, как мы очарованы величием творения, девушка рассказала историю о явлении Девы Марии поселившимся здесь 500 лет назад монахам-бернардинцам. Она передается местными прихожанами из уст в уста.

— Что же до самого костела и Будслава, их история начинается в 1504 году. Тогда великий князь Александр подарил монахам-бернардинцам лесные угодья на реке Сервечь, — поясняет рассказчица, и становится очевидно, что она не впервые выступает в качестве экскурсовода для вновь прибывших путешествующих. — Жили тогда монахи в небольших домах — будах — и молились, славили Бога и Деву Марию в построенной ими деревянной часовенке. А чтобы выживать, занимались лесозаготовками. В один из таких дней, когда они валили лес и сплавляли его по реке в Вильно, им и явилась Пресвятая Дева Мария. Молва об этом быстро разнеслась по окрестностям. Люди стали приходить к святому месту молиться, — говорит наша гид и обращает внимание на слова, сказанные тогда монахам Матерью Божьей, а сегодня запечатленные над входом в костел: «Тут Богу нашаму, Сыну Майму хвалу ўзносце, i заўсёды спазнаеце Маё заступнiцтва (месца гэтае я выбрала як надзейны прытулак для грэшных людзей)».

От адвента до Рождества

Заходим внутрь. Так как на тот час уже шла четвертая неделя адвента — Рождественского поста, в костеле готовились ясельки (вертеп). Здесь вскоре будут выставлены фигурки младенца Иисуса, Девы Марии, ангелов, то есть вот-вот будет воспроизведена сцена рождения Христа в Вифлееме.

А как же встречают Рождество в традиции Римско-католической церкви? Как рассказали в Будславском костеле, Рождественский пост заканчивается в Сочельник — завершающий день адвента. 24 декабря со всех уголков страны к родителям возвращаются дети, чтобы вместе сесть за стол, который укрывается сеном. Это напоминание о том, что Иисус родился в яслях. Сверху застилается праздничная скатерть, на нее выставляются постные блюда. Первой идет кутья — перловая каша с маком или без него. Далее что-то из рыбы, к примеру, запеченный карп, а также разные салаты, грибные блюда, овощной бульон. По традиции в Сочельник на столе должно быть 12 постных блюд, но раньше об этом числе не слишком задумывались. Главное условие — еда должна быть скромной: картошечка, селедочка, винегрет.

Потом верующие идут в костел на Рождественскую службу. Она начинается в полной темноте, символизируя ожидание света Христова. Перед службой читается особый рассказ, повествующий о времени от сотворения мира до рождения Христа. Потом все отправляются к вертепу и поклоняются младенцу Иисусу. Священник приветствует его словами: «Господь родился!». Затем верующие делятся оплатками (тонкими хлебными пластинками), поздравляют друг друга и просят прощения, если чем обидели, желают благословений на Рождество и Новый год.

После службы семьи собираются дома, а наутро начинается Коледа — дети со звездой идут по домам, поют колядки и собирают угощения.

Узнав особенности празднования Рождества, еще раз осматриваем убранство костела. Высокие стены и своды приковывают взгляд сюжетами фресок, которые выполнены в особой технике. Оказывается, создать картину в 3D-исполнении могли даже средневековые художники! Внутренний интерьер органично дополняют скульптурные изображения.

 — Если хотите увидеть красоту внутреннего убранства и, в частности, роспись на стенах и потолке, лучше всего оказаться здесь в солнечный день после обеда. Тогда лучи через окна попадают на фрески, — предлагает настоятель и обращает внимание на одну из фресок: автор запечатлел момент передачи иконы Будславской Божьей Матери Климентом VIII Минскому воеводе Яну Пацу. Такие мастера обычно работали в стиле, сочетающем торжественность и символизм, ведь их задача была не только украсить храм, но и подчеркнуть политическую и духовную значимость событий.

400 лет чудес

И все же взгляд и сердце верующего в первую очередь ищут главный алтарь, в центре которого — икона Божьей Матери Будславской. На ней — Дева Мария в окружении небесного сияния, а на руках у нее младенец Иисус. Он благословляет правой рукой, а в левой держит гранат — символ вечной жизни.

Икона обрела известность чудотворной уже в те времена, когда была передана в тогда еще деревянный храм в Будславе. Ее стали почитать за многочисленные случаи исцелений, спасений и особых знаков Божьей защиты — духовных даров, полученных через молитву перед ней.

Одним из первых чудес стало исцеление мальчика Иосафата Тышкевича в 1617 году, который прозрел, переступив порог костела. Позднее настоятель Элевтерий Зелеевич описал в выпущенной в 1650 году книге «Зодиак на земле»  многочисленные случаи исцелений. Люди свидетельствовали о выздоровлениях от тяжелых болезней после молитвы перед образом.

О чудесных исцелениях и помощи иконы Будславской Божьей Матери рассказали журналистам и очевидцы. Не так давно девушка в окрестностях Лепеля попала в аварию и, получив серьезные травмы, оказалась в реанимации. Она была в коме. К пострадавшей приехал ее молодой человек и положил под подушку маленькую иконку Девы Марии Будславской. На следующую ночь девушке приснился сон, в котором к ней пришла Дева Мария и сказала: «Не волнуйся, у тебя все будет хорошо». Утром пострадавшая пришла в себя, а когда хотела поправить подушку, увидела иконку. Когда же девушка окончательно выздоровела, она написала о своем сне и исцелении настоятелю Будславского костела, а потом приехала поблагодарить Деву Марию за выздоровление, хоть и была православной веры.

В Будславском костеле мы познакомились с пенсионеркой Ириной Ивановной, которая, будучи женой военного, много ездила по миру. Наша новая знакомая 10 раз сходила в пешую пилигримку из Минска в Будслав. В первый раз была на короновании чудотворной иконы в 1998 году.

 — В моей жизни было много проблем. И Матерь Божья мне всегда помогала, делала меня сильнее. Она даже явилась мне — точно такой, как на иконе. Не выразить словами ее красоту и ту любовь и поддержку, которую мне оказала в трудный час. Я об этом написала в специальной книге свидетельств о чуде помощи Богоматери.

О чуде исцеления одного из своих 16 внуков — Алексея — рассказала нам Мария-Людвика Станиславовна, с которой мы также увиделись в костеле, куда она ходит на службу вместе со своей семьей. С бабушкой и мамой приходит в костел и юная Маргарита, которая, обладая чудесными вокальными данными, во время праздников поет в храме.

Восстанавливали всем миром при поддержке государства

Четыре года назад Будславский костел пережил пожар. Тогда загорелась крыша над центральным нефом, но чудотворная икона Божьей Матери и другие святыни были спасены. Своды здания также уцелели, что уберегло здание от разрушения. Костел восстанавливали всем миром, большую помощь оказало государство.

Сегодня ничто не напоминает о трагедии. В храме продолжаются службы, звучат псалмы и песнопения, играет электронный орган. Здесь есть и уникальный старинный инструмент, автором которого является Николаус Янцон, один из самых известных мастеров органостроительной школы ВКЛ XVIII века. Будславский орган — крупнейший подобный барочный инструмент в Беларуси, сохранившийся практически в аутентичном виде, но он пока не звучит.

Орган и Будславский костел включены в список историко-культурных ценностей Беларуси, что очень важно, поскольку это не только религиозный центр, но и своего рода культурное сердце страны, где история и вера соединились в единое целое.

Пилигримы идут

Больше всего Будслав известен своим фестом. Это крупнейшее католическое паломничество в Беларуси, которое ежегодно в начале июля собирает тысячи верующих у чудотворной иконы Матери Божьей Будславской.

 — Традиция паломничества насчитывает более 400 лет. Все это время паломники приходят в Будслав из Беларуси и не только. Их путь — это десятки и сотни километров пешком с песнопениями и молитвами. То есть Будславский фест — это не просто религиозное событие, но и национальный символ веры и единства, объединяющий разные конфессии и поколения, — считает пресс-секретарь Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви в Беларуси ксендз Юрий Ясевич.

Идут колоннами с хоругвями и флагами, сопровождаемые священниками. По пути они ночуют в деревнях в палатках или в домах местных жителей, которые принимают их с радушием.

 — То, что католическая конфессия своим духовным центром выбрала Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, — закономерное явление,  — считает ксендз Юрий Ясевич. — Будславский костел в 1998 году был объявлен кардиналом Казимиром Свёнтеком национальным санктуарием, он также имеет почетный титул малой базилики.

Костел исторически богат благодатью, идущей от иконы Матери Божьей Будславской. О том, что она чудотворная, свидетельствует наличие рядом с ней вотивных даров — серебряных и золотых фигурок. Это знаки благодарности людей, которые получили Божью благодать — физическое и духовное исцеление и поддержку самих себя, а также родных и близких.

 — Люди знают Будслав как место духовной силы, а сам костел Вознесения Пресвятой Девы Марии — как самое святое место, куда они отправляются благодарить Бога за ту любовь и ласку, которую получают через посредничество Божьей Матери, — сказал ксендз Юрий Ясевич и выразил уверенность в том, что духовный центр в Будславе способен объединить не только белорусских католиков, но и верующих всех конфессий.

Рекомендуем