Поражает своей энергетикой. Как Будславский костел стал местом силы для тысяч паломников
Центры притяжения для всех конфессий предложил создать Президент Беларуси Александр Лукашенко 10 февраля 2025 года на встрече с представителями религиозных конфессий. Всего в нашей стране зарегистрировано 25 конфессий и религиозных направлений. И все эти люди живут в мире и согласии, в уважении друг к другу. Создание духовных центров — еще одно свидетельство того, как государство способствует поддержанию конфессионального мира. В новой рубрике «Духовное притяжение» БЕЛТА рассказывает о духовных центрах четырех конфессий, истории их создания, сохранения веры на наших землях, а также об их вкладе в приумножение миролюбивых традиций белорусского народа, семейных ценностей и здорового образа жизни.
Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии определен духовным центром католиков — второй по численности конфессии в стране. Чтобы узнать о том, почему ежегодно в Будслав устремляются тысячи паломников со всех уголков страны, журналисты нашего издания отправились в этот уникальный агрогородок, затерявшийся среди лесов у небольшой речушки Сервечь. Прибыли сюда накануне Рождества, которое празднуют католики всего мира 25 декабря.
Явление Девы Марии
Два часа на автомобиле — и вот мы уже на месте — перед величественным каменным Будславским костелом. Строение поражает неповторимой энергетикой, гармонией и симметричностью монументального фасада с массивными четырехъярусными башнями, соединенными фигурным гребнем. На ступеньках храма нас встретила местная прихожанка Дина. Увидев, как мы очарованы величием творения, девушка рассказала историю о явлении Девы Марии поселившимся здесь 500 лет назад монахам-бернардинцам. Она передается местными прихожанами из уст в уста.
— Что же до самого костела и Будслава, их история начинается в 1504 году. Тогда великий князь Александр подарил монахам-бернардинцам лесные угодья на реке Сервечь, — поясняет рассказчица, и становится очевидно, что она не впервые выступает в качестве экскурсовода для вновь прибывших путешествующих. — Жили тогда монахи в небольших домах — будах — и молились, славили Бога и Деву Марию в построенной ими деревянной часовенке. А чтобы выживать, занимались лесозаготовками. В один из таких дней, когда они валили лес и сплавляли его по реке в Вильно, им и явилась Пресвятая Дева Мария. Молва об этом быстро разнеслась по окрестностям. Люди стали приходить к святому месту молиться, — говорит наша гид и обращает внимание на слова, сказанные тогда монахам Матерью Божьей, а сегодня запечатленные над входом в костел: «Тут Богу нашаму, Сыну Майму хвалу ўзносце, i заўсёды спазнаеце Маё заступнiцтва (месца гэтае я выбрала як надзейны прытулак для грэшных людзей)».
От адвента до Рождества
Заходим внутрь. Так как на тот час уже шла четвертая неделя адвента — Рождественского поста, в костеле готовились ясельки (вертеп). Здесь вскоре будут выставлены фигурки младенца Иисуса, Девы Марии, ангелов, то есть вот-вот будет воспроизведена сцена рождения Христа в Вифлееме.
А как же встречают Рождество в традиции Римско-католической церкви? Как рассказали в Будславском костеле, Рождественский пост заканчивается в Сочельник — завершающий день адвента. 24 декабря со всех уголков страны к родителям возвращаются дети, чтобы вместе сесть за стол, который укрывается сеном. Это напоминание о том, что Иисус родился в яслях. Сверху застилается праздничная скатерть, на нее выставляются постные блюда. Первой идет кутья — перловая каша с маком или без него. Далее что-то из рыбы, к примеру, запеченный карп, а также разные салаты, грибные блюда, овощной бульон. По традиции в Сочельник на столе должно быть 12 постных блюд, но раньше об этом числе не слишком задумывались. Главное условие — еда должна быть скромной: картошечка, селедочка, винегрет.
Потом верующие идут в костел на Рождественскую службу. Она начинается в полной темноте, символизируя ожидание света Христова. Перед службой читается особый рассказ, повествующий о времени от сотворения мира до рождения Христа. Потом все отправляются к вертепу и поклоняются младенцу Иисусу. Священник приветствует его словами: «Господь родился!». Затем верующие делятся оплатками (тонкими хлебными пластинками), поздравляют друг друга и просят прощения, если чем обидели, желают благословений на Рождество и Новый год.
После службы семьи собираются дома, а наутро начинается Коледа — дети со звездой идут по домам, поют колядки и собирают угощения.
Узнав особенности празднования Рождества, еще раз осматриваем убранство костела. Высокие стены и своды приковывают взгляд сюжетами фресок, которые выполнены в особой технике. Оказывается, создать картину в 3D-исполнении могли даже средневековые художники! Внутренний интерьер органично дополняют скульптурные изображения.
— Если хотите увидеть красоту внутреннего убранства и, в частности, роспись на стенах и потолке, лучше всего оказаться здесь в солнечный день после обеда. Тогда лучи через окна попадают на фрески, — предлагает настоятель и обращает внимание на одну из фресок: автор запечатлел момент передачи иконы Будславской Божьей Матери Климентом VIII Минскому воеводе Яну Пацу. Такие мастера обычно работали в стиле, сочетающем торжественность и символизм, ведь их задача была не только украсить храм, но и подчеркнуть политическую и духовную значимость событий.
400 лет чудес
И все же взгляд и сердце верующего в первую очередь ищут главный алтарь, в центре которого — икона Божьей Матери Будславской. На ней — Дева Мария в окружении небесного сияния, а на руках у нее младенец Иисус. Он благословляет правой рукой, а в левой держит гранат — символ вечной жизни.
Икона обрела известность чудотворной уже в те времена, когда была передана в тогда еще деревянный храм в Будславе. Ее стали почитать за многочисленные случаи исцелений, спасений и особых знаков Божьей защиты — духовных даров, полученных через молитву перед ней.
Одним из первых чудес стало исцеление мальчика Иосафата Тышкевича в 1617 году, который прозрел, переступив порог костела. Позднее настоятель Элевтерий Зелеевич описал в выпущенной в 1650 году книге «Зодиак на земле» многочисленные случаи исцелений. Люди свидетельствовали о выздоровлениях от тяжелых болезней после молитвы перед образом.
О чудесных исцелениях и помощи иконы Будславской Божьей Матери рассказали журналистам и очевидцы. Не так давно девушка в окрестностях Лепеля попала в аварию и, получив серьезные травмы, оказалась в реанимации. Она была в коме. К пострадавшей приехал ее молодой человек и положил под подушку маленькую иконку Девы Марии Будславской. На следующую ночь девушке приснился сон, в котором к ней пришла Дева Мария и сказала: «Не волнуйся, у тебя все будет хорошо». Утром пострадавшая пришла в себя, а когда хотела поправить подушку, увидела иконку. Когда же девушка окончательно выздоровела, она написала о своем сне и исцелении настоятелю Будславского костела, а потом приехала поблагодарить Деву Марию за выздоровление, хоть и была православной веры.
В Будславском костеле мы познакомились с пенсионеркой Ириной Ивановной, которая, будучи женой военного, много ездила по миру. Наша новая знакомая 10 раз сходила в пешую пилигримку из Минска в Будслав. В первый раз была на короновании чудотворной иконы в 1998 году.
— В моей жизни было много проблем. И Матерь Божья мне всегда помогала, делала меня сильнее. Она даже явилась мне — точно такой, как на иконе. Не выразить словами ее красоту и ту любовь и поддержку, которую мне оказала в трудный час. Я об этом написала в специальной книге свидетельств о чуде помощи Богоматери.
О чуде исцеления одного из своих 16 внуков — Алексея — рассказала нам Мария-Людвика Станиславовна, с которой мы также увиделись в костеле, куда она ходит на службу вместе со своей семьей. С бабушкой и мамой приходит в костел и юная Маргарита, которая, обладая чудесными вокальными данными, во время праздников поет в храме.
Восстанавливали всем миром при поддержке государства
Четыре года назад Будславский костел пережил пожар. Тогда загорелась крыша над центральным нефом, но чудотворная икона Божьей Матери и другие святыни были спасены. Своды здания также уцелели, что уберегло здание от разрушения. Костел восстанавливали всем миром, большую помощь оказало государство.
Сегодня ничто не напоминает о трагедии. В храме продолжаются службы, звучат псалмы и песнопения, играет электронный орган. Здесь есть и уникальный старинный инструмент, автором которого является Николаус Янцон, один из самых известных мастеров органостроительной школы ВКЛ XVIII века. Будславский орган — крупнейший подобный барочный инструмент в Беларуси, сохранившийся практически в аутентичном виде, но он пока не звучит.
Орган и Будславский костел включены в список историко-культурных ценностей Беларуси, что очень важно, поскольку это не только религиозный центр, но и своего рода культурное сердце страны, где история и вера соединились в единое целое.
Пилигримы идут
Больше всего Будслав известен своим фестом. Это крупнейшее католическое паломничество в Беларуси, которое ежегодно в начале июля собирает тысячи верующих у чудотворной иконы Матери Божьей Будславской.
— Традиция паломничества насчитывает более 400 лет. Все это время паломники приходят в Будслав из Беларуси и не только. Их путь — это десятки и сотни километров пешком с песнопениями и молитвами. То есть Будславский фест — это не просто религиозное событие, но и национальный символ веры и единства, объединяющий разные конфессии и поколения, — считает пресс-секретарь Минско-Могилевской архиепархии Римско-католической церкви в Беларуси ксендз Юрий Ясевич.
Идут колоннами с хоругвями и флагами, сопровождаемые священниками. По пути они ночуют в деревнях в палатках или в домах местных жителей, которые принимают их с радушием.
— То, что католическая конфессия своим духовным центром выбрала Будславский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, — закономерное явление, — считает ксендз Юрий Ясевич. — Будславский костел в 1998 году был объявлен кардиналом Казимиром Свёнтеком национальным санктуарием, он также имеет почетный титул малой базилики.
Костел исторически богат благодатью, идущей от иконы Матери Божьей Будславской. О том, что она чудотворная, свидетельствует наличие рядом с ней вотивных даров — серебряных и золотых фигурок. Это знаки благодарности людей, которые получили Божью благодать — физическое и духовное исцеление и поддержку самих себя, а также родных и близких.
— Люди знают Будслав как место духовной силы, а сам костел Вознесения Пресвятой Девы Марии — как самое святое место, куда они отправляются благодарить Бога за ту любовь и ласку, которую получают через посредничество Божьей Матери, — сказал ксендз Юрий Ясевич и выразил уверенность в том, что духовный центр в Будславе способен объединить не только белорусских католиков, но и верующих всех конфессий.