Меню

Сегодня у православных верующих — Дмитриевская суббота

Общество

В Священном Писании одним из главных откровений о Боге является следующее: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20:38).

Если внимательно отнестись к текстам Библии, то можно увидеть, что молитва об умерших была частью религиозной жизни в ветхозаветное время: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их» (Вар. 3:4); «Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершего не лишай милости» (Сир. 7:36).

Более яснее о молитве за умерших говорится еще в одной книге Писания: «Он (Иуда) послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении, ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых» (2 Мак. 12:43-44).

Такое же отношение к поминовению умерших хранит Православная Церковь. Мы знаем, что в течение года установлены дни особого поминовения умерших (родительские субботы). На богослужении этих дней мы молимся о всех христианах, завершивших свой земной путь. Молитва за умерших – наше христианское право и наша обязанность. Но молитва останется бесплодной, если мы не будем совершать добрые дела в память о наших усопших. Их душам не нужны венки и монументы. Их душам необходимо наше христианское внимание. Это внимание к ним мы выражаем в нашей домашней молитве, это внимание выражается нами в совместной общей молитве. И, конечно же, не следует нам забывать о Таинстве Причащения, Таинстве, делающем нас причастниками Нового Завета и вечной жизни.

Важным моментом поминовения усопших является осознание нами того, что наши умершие завершили свой земной путь, а мы, живущие на этой земле, приближаемся к завершению своих дней. И часто мысль о смерти приводит нас в ужас. Но этот ужас от того в нас, что мы цепляемся за жизнь подобно безумному богачу. Святитель Феофан Затворник так охарактеризовал причину различных настроений: «Если бы побольше помнили о смерти, меньше было бы беспорядков в жизни частной и общей».

Антоний Великий так говорит о смерти: «Смерть для людей, которые понимают ее, есть бессмертие, а для простецов, не понимающих ее, есть смерть. И этой смерти не следует бояться, а бояться надо погибели душевной, которая есть неведение Бога. Вот что ужасно для души».

О том, как преодолеть страх перед смертью, читаем в наставлениях Иоанна Златоуста: «Не смерть причиняет боль, а нечистая совесть. Поэтому перестань грешить, и смерть будет для тебя вожделенной».

В Дмитриевскую поминальную субботу найдем в себе силы и желание прийти в храм на молитву. Попросим прощения перед Богом в Таинстве Покаяния за свои грехи, а затем, с чистым сердцем, забыв про все свои земные дела и заботы, помолимся о наших усопших: «Со святыми упокой, Христе, души усопших раб Твоих!»

Иерей Георгий КУРЬЯН

Рекомендуем