Меню

«Слепое доверие». Как житель Столбцов отдал 28 тысяч мошенникам

Происшествия
Фото из открытых источников

В РУВД обратился 20-летний житель Столбцов, ставший жертвой мошенников. Его зовут Кирилл, он рассказал о том, как его обманули, и что нужно делать, чтобы не быть обманутым.

Ситуация произошла в середине сентября. Парню позвонили с «Куфара» и сообщили о том, что произошла утечка данных, и его могут обвинить в мошенничестве. Как говорит сам Кирилл, у него даже нет аккаунта на сайте, но мошенники быстро переключали его внимание, и он не успел сориентироваться.

После Кириллу позвонили из «милиции» и под предлогом 407 статьи Уголовного кодекса Республики Беларусь запретили рассказывать о данном телефонном звонке и дальнейших действиях.

Для сведения.

Статья 407. Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания. Умышленное разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, без разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда – наказывается штрафом или арестом.

После сотрудников «милиции» Кириллу позвонили из «Национального банка Республики Беларусь».

– Мне снова сказали, что произошла утечка моих данных и что через меня проводились банковские операции. Деталей мне не рассказывали, я и не спрашивал – растерялся. Напомнили, что я не имею права никому рассказывать об этом и должен «задекларировать» все свои деньги. Для этого нужно завтра положить их на банковский счет через инфокиоск.

После этого коммуникация проходила в мессенджере «Телеграм». Аккаунт был подписан «Михаил Сергеевич»: без аватарки, описания, номера телефона.

– Я у него спросил: как я могу вам доверять? На что мне ответили: я же не запрашиваю у вас данные паспорта или карт, говорю по видеосвязи.

Со слов Кирилла, собеседник по видеосвязи был настоящий: не сгенерированный искусственным интеллектом или не записанный заранее.

Обратим внимание, что у мошенников были данные Кирилла, так как они обращались к нему по имени отчеству, знали дату рождения и так далее. То есть утечка правда произошла, только немного другая.

Для сведения.

Если вы столкнулись с мошенниками или пострадали от их действий, сразу сообщите в милицию по телефону 102. А далее по согласованию с сотрудниками правоохранительных органов измените личные данные: банковские карты, номер телефона, документы. Вашими данными может владеть не одна «банда мошенников».

На следующий день Кириллу написали в мессенджере, подсказали адрес ближайшего отделения банка, выслали данные для перевода. Парень пошел пополнять счет через инфокиоск.

В целях безопасности за один сеанс можно положить примерно 2 тысячи рублей. В связи с этим Кирилл пополнял счет 14 раз, и на это у него ушёл почти час.

– Ко мне 2 раза подходили сотрудники банка и спрашивали: все ли нормально, точно не перевожу ли я деньги мошенникам, с кем я разговариваю все время.

На протяжении всего времени с парнем по телефону разговаривали мошенники и просто «контролировали процесс».

– Я твердой рукой ударил и сказал: нет, не мошенники. Девушка, которая подходила говорила, что недавно «бабушку от мошенников спасли», а меня спасти не смогли…

После того как Кирилл пополнил счет, Михаил Сергеевич попросил фото квитанций.

Мне сказали ждать, в банке разберутся и завтра со мной свяжутся, – делится парень.

Это был уже конец второго дня мошеннической схемы. Кирилл все еще не подозревал, что его обманули.

– Я радовался, что смогу «защитить родственников».

На следующий день «сотрудники Национального банка» с парнем не связывались, и он начал писать им сам.

– Мне стали отправлять голосовые сообщения с хамством, оскорблениями и шутками. Надо мной глумилиссь. И тут я все осознал.

– Кроме глубоко шока я ничего не почувствовал. Я идиот. Я очень сильно испугался.

Кирилл сразу же позвонил в РУВД и родственникам. Он написал заявление, но шансов вернуть денег было мало. Если бы он обратился в тот же день, счет сразу бы заблокировали, и можно было бы спасти хотя бы небольшую часть. Именно поэтому процесс работы с Кириллом длился 3 дня. Раньше мошенники, наоборот, работали быстро – от звонка до передачи денег уходило пару часов.

Из интересного: мошенник продолжает писать Кириллу, но он не торопится его заблокировать или удалить переписку, потому что в будущем это может как-то помочь следствию.

– Я чувствовал себя, как будто пропал, как будто меня нет, была сильная пустота, отсутствие эмоции, апатия, бессонница. На меня родственники не ругались, но их поддержка сильнее показывала всю мою вину, как я их подвел.

Сумма в 28 тысяч рублей для семьи Кирилла огромная. Он из простой семьи: мать – повар, а отец – обычный рабочий на заводе.

– Я уверен, что его не найдут. Сработала моя безответственность, невнимательность. Я должен был больше задавать вопросов, уточнять.

Сейчас проводится большая информационная работа в области профилактики киберпреступлений. Мы узнали у Кирилла, почему, по его мнению, его смогли обмануть.

– Я всегда думал, что не попадусь на такие схемы. Я скептически ко всему отношусь, пока сам на себе не проверю – не поверю. Меня обмануть, под себя подогнуть достаточно сложно – я так думал.

Несмотря на всю эту ситуацию, Кирилл смог восстановиться и рассуждать рационально. Сейчас он учится на втором курсе университета, параллельно подрабатывает, чтобы вернуть деньги семье, хоть они с него и не требуют.

Сейчас он понимает, что «в любой ситуации нужно оставаться на своей волне и не поддаваться панике».

Как не попасться на уловку мошенников

Милиция, КГБ, Следственный комитет, службы безопасности банков никогда не решают важные вопросы по телефону. В любом случае продолжать разговор не стоит. Если вам сообщают о проблеме со счетом, закончите вызов и перезвоните по номеру банка, милиции.

Если родственник в беде, свяжитесь персонально с ним. Главное – не паникуйте и не совершайте никаких действий по указке звонящего.

Тем, кто переживает за своих пожилых родителей, советуем установить для них лимиты по расходованию средств. Например, ограничить возможные траты по карте – тогда человек физически не сможет перевести крупную сумму мошеннику. Также есть лимиты на расходы за день или месяц.

Рекомендуем