Слово – священнику: 4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы
В Священном Писании есть интересные строки: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21:25). Эти строки являются для нас, православных христиан, подтверждением того, что само Писание не является единственной формой хранения Божественного Откровения Церковью. Есть еще одна форма, через которую Православная Церковь доносит до нас события священной истории, жизни святых и истории Церкви. Для нас важно не только Священное Писание, но и Священное Предание, хранимое Церковью.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы является одним из тех событий, с которым нас знакомит Священное Предание. Родители Девы Марии – благочестивые праведники Иоаким и Анна, будучи бездетными, возносили Богу молитвы о даровании им ребенка. При этом они дали обет, что если у них будет ребенок, то они посвятят его на служение Богу. Бог исполнил их прошение, а Иоаким и Анна, в свою очередь, исполнили свой обет.
Когда их ребенку исполнилось три года, Иоаким и Анна, собрав своих родственников и знакомых, одев Пречистую Деву в лучшие одежды повели Ее в Иерусалимский храм. Священное Предание говорит о том, что путь к храму представлял процессию: впереди шли девочки и девушки с зажженными свечами, родители Святой Девы с Ней самой и все приглашенные. У храма их встретил первосвященник Захария. Пятнадцать высоких ступеней, ведущих в храм, Отроковица Мария, укрепляемая Божьей силой, преодолела без труда. Это вызвало удивление у всех присутствующих. А далее произошло и вовсе немыслимое: первосвященник ввел Деву Марию во Святая Святых храма. Место, в которое он сам мог входить только раз в году.
Православное богослужение праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы проникнуто именно темой вхождения Пречистой Девы во Святая Святых. Ведь это событие – немыслимое с исторической точки зрения и со стороны исторических реалий того времени. Это событие даже ангелами воспринимается как вызывающее у них удивление и трепет.
И Православная Церковь в богослужебных текстах праздника объясняет причину этого удивления: пустующее место ветхозаветного кивота с этого момента не пусто: маленькая девочка, введенная во Святая Святых уже Кивот Нового Завета: «Младенствующи плотию и соверше́на душе́ю, Святы́й Киво́т в дом Божий входит». И Она больше ветхозаветного кивота. Если в нем хранились каменные скрижали Закона, то от Нее воплотится и родится Спаситель мира: «Днесь храм одушевле́нный и Великаго Царя в храм входит Тому угото́ватися в Божественное жилище. Людие, веселитеся!»
Иерей Георгий КУРЬЯН