Меню

Советы логопеда: определить склонность ребенка к дисграфии можно до школы

Образование

Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом возрастает. Тяжесть речевых нарушений усугубляется.

Наблюдается увеличение количества учащиеся, страдающих дисграфией. Это специфическое нарушение письма, при котором ребенок постоянно повторяет определенные ошибки: пропускает гласные или согласные буквы (лапы — лпы, стол — сол), целые слоги (одуванчики — одуванки), переставляет буквы и слоги (клюква — клювка), заменяет согласные (труд — друд, гусь — кусь), не дописывает элементы букв, слова в предложении пишет слитно (Мальчикчиталкнигу), не умеет обозначать мягкость согласных (мяч — мач, коньки — конки), пишет слово так, как произносит (рыба — лыба).

Родителям кажется, что их ребенок невнимателен, ленив, неаккуратен, торопится. Но это не так. Необходимо сначала нужно проверить у врача зрение и слух ребенка. Если с этим все в порядке, обращайтесь к учителю-дефектологу пункта коррекционно-педагогической помощи. Дисграфия не проходит сама собой. У ребенка с дисграфией низкая успеваемость по учебным предметам «Русский язык”, «Белорусский язык». А диктанты, изложения, сочинения превращаются в мучения. Расстройство письма может быть выражено в разной степени. Учитель-дефектолог будет работать на коррекционных занятиях над улучшением памяти, пространственной ориентации, поможет развить навык концентрации внимания. Много времени в этом процессе уделяется специальным упражнениям. Помощь будет еще результативнее, если одновременно с логопедическими занятиями в пункте коррекционно-педагогической помощи родители будут выполнять рекомендации педагога, закреплять полученные навыки с ребенком дома.

Определить склонность ребенка к дисграфии можно еще до поступления в школу. Если у вас в семье дошкольник 5-6 лет, понаблюдайте за ним.

На что стоит обратить внимание

Ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания (не любит застегивать пуговицы, завязывать шнурки, умываться, чистить зубы).

К 6 годам не определена ведущая рука.

Нарушена координация движений: все роняет, сам падает, ударяется обо все углы. Не любит рисовать, лепить, складывать мозаику.

Плохо ориентируется в пространстве, путает направления право — лево, не понимает значения предлогов (под столом, перед стулом и т. д.).

Есть дефекты устной речи. Трудно запоминает стихи, сказки.

Наталья ЗАГУСТА, учитель-дефектолог СШ № 2 г. Столбцы

Рекомендуем