Меню

Страшно, что творили фашисты. Что помнят бывшие узники Николай Бразговка и Николай Брацук

Общество

Великая Отечественная война стала самым трагическим событием в истории Беларуси. Немецко-фашистские захватчики увозили белорусов в Германию в концентрационные лагеря на принудительные работы.  Сколько пришлось вынести, знают проживающие Николаевщинского дома-интерната для престарелых и инвалидов, бывшие узники Николай Бразговка и Николай Брацук.

17 июня Николай Бразговка встретит свой 97-й день рождения. Мужчина до сих пор с ужасом вспоминает страшные моменты Великой Отечественной войны. В 1941 году ему было 14 лет. Отец Николая погиб во время военных действий. Парень воспитывался в многодетной семье в деревне Мощёново Пуховичского района.

— Объявление о начале войны мы услышали по радио. Впервые я увидел немцев, когда в деревню вошла колонна машин, мотоциклов. Собрали всех жителей. Комсомольцев, членов партии вывели и расстреляли за деревней на Поповой горке, а их дома сожгли. Тех, кто остался, заставили ходить на работы,вспоминает бывший узник.

Выжившие жители деревни трудились в лесах. Рубили деревья и отправляли их в Германию.  Чтобы не умереть с голоду, сажали и растили картофель.

Во время войны в лесах Пуховичского района действовала партизанская бригада «Полымя». «Жили в лесных землянках. Было холодно и голодно», — рассказывает Николай Александрович.

Своими военными действиями партизанская бригада наносила немалый ущерб врагу. Поэтому была организована облава. Лес блокировали. Кого удалось поймать, немецко-фашистские захватчики увозили в Германию. Николай оказывается в концлагере в немецком городе Брауншвейг.

Страшно, что там творили фашисты. Одних людей убивали, других сжигали в печи, третьих использовали как рабов. Меня отправили на работы: добывал гранит в карьере. Плохо кормили. Приходилось есть траву, чтобы не умереть с голоду,рассказывает Николай Бразговка.

Из-за изнурительного труда и плохого питания молодой человек весил в то время 30 килограмм. Но удавалось хорошо поесть только в одном случае: у парней брали кровь на переливание в лечебнице при лагере.

Издевательств для узников хватало – Николаю Бразговку тяжело про это вспоминать. «Слава богу, я выжил»,сказал он.

Однажды в концлагерь приехал немецкий помещик и начал выбирать себе работников. Николай оказался в их числе. Он выполнял сельскохозяйственные работы – пахал землю, сеял, косил, ухаживал за скотом. «Относились как к рабу, — признается бывший узник. – Если что-то сделал не так, били нагайками, палками. Однажды помещик 25 нагаек всыпал за то, что кто-то из нас выполнил работу не так, как он хотел».

Вот и наступил 1945 год — конец нацистской Германии. Были освобождены узники, отправлены в госпиталь. Николаю Бразговку предложили переехать в другую страну, но он выбрал свою, родную. Казалось бы, ничто не мешало возвращению…

Меня отправили на Колыму. Работал там 10 лет, мыл золото. После 1953 года освободили, я смог вернуться домой, — рассказал мужчина.

За время войны родную деревню Николая Бразговки немецко-фашисткие захватчики сожгли. Как признался собеседник, люди строили бараки, иногда жили в них по 50 человек. Потом постепенно деревню начали восстанавливать.

Когда вернулся домой, окончил семь классов школы. Женился, родились двое детей. Работал на торфзаводе в Пуховичском районе. Отслужив в рядах Советской армии, работал водителем. За многолетний труд удостоен медали «Ветеран труда».

В 2017 году, оставшись один, начал жить в Николаевщинском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Николай Бразготка активно принимает участие в мероприятиях, проводимых в доме-интернате, особенно патриотической направленности. Участвует в акциях, диалоговых площадках. Является членом Совета ветеранов.

Еще один несовершеннолетний узник концлагерей, проживающий в доме-интернате, — Николай Брацук. Про Великую Отечественную войну он помнит мало, ведь ему было всего два года. По рассказам родителей знает, что до окончания войны семья находилась в концлагере Маутхаузен в Австрии.

Судьбы у мужчин разные, но все они пережили те ужасы войны, которые нам страшно представить.

Рекомендуем