Меню

Святки в Столбцовском районе: местная жительница о семейных традициях и гаданиях

Культура

Святки — это праздничные дни у православных от Рождества 7 января до Крещения 19 января. С этим периодом связаны различные народные обряды, традиции и гадания. О некоторых из них рассказала МЛЫН.BY жительница Столбцовского района Алла Янская.

Алла Янская родилась и провела первые 5 лет жизни в Грузии, а затем ее семья переехала в Беларусь на Столбцовщину, родину мамы. Любовь к белорусским традициям и культуре Алле привила бабушка из деревни Яченка.

— Вечером 6 января у нас была постная кутья, — вспомнила собеседница. — В этот день мы соблюдали тишину и ждали первую звезду. На чистый стол клали сено, накрывали его рушником или скатертью, а сверху ставили кутью: постную кашу без масла. Иногда в блюдо добавляли немного сахара. Первую ложку традиционно брал хозяин дома, а затем стучал в окно и приговаривал: «Мороз-мороз, иди к нам кутью есть, не морозь наши посевы».

После скромного ужина семья ложилась спать. А вот на следующий день после церковной службы дома ждал богато накрытый стол — щедрая кутья или «шчадрэц». Привычными блюдами были колбасы, вяленое мясо, запеченные окорок или рулька и обязательно холодец.

— К богатой кутье кололи кабанчика или теленка. Это обычно делали 6-го января или в 20-ых числах декабря. До праздника к мясу не притрагивались. Богатый стол накрывали и 13-14 января. А вот 18-19 января была «водяная» кутья — кашу варили только на воде без добавления масла, соли и сахара.

В деревне было много различных обрядов и гаданий на Святки. Одна из традиций — не убирать стол после того, как поели кутью. Считалось, что ночью приходили ее попробовать предки и погибшие родственники. На утро к еде притрагиваться уже было нельзя. Ее отдавали птицам или животным из хозяйства и приговаривали: «Вы клюйте-клюйте, а нам богатствами плюйте».

Гаданий на любовь были различные варианты. Девушки брали охапку дров и считали их количество. Если четное, то в этом году они найдут свою пару. Взрослые гадали таким способом: загадывали желание и считали дрова. Если четное количество, то оно обязательно сбудется. Частой практикой было и гадание «брось башмачок»: молодые девушки через ворота кидали обувь. Куда носок башмачка покажет, оттуда и придет суженый.

— Бабушка нам с сестрой всегда клала под подушку расческу или мужские брюки. Приговаривала: «Лажу мужскія парткі, каб кавалер прыйшоу на аглядкі» или «Прыйди валасы расчашы» на расческу. Кто в эту ночь приснится, тот и станет парой. Иногда ставили емкость с водой и клали на нее лучинку с просьбой перевести через реку. Мне так второй муж приснился, — улыбнулась Алла.

Еще одним старинным обрядом было гадание на сене. Взрослые вытягивали из-под скатерти праздничного стола травинку и смотрели, у кого длиннее. Короткая означала недолгий век или неурожайный год. Длинная — благополучие. Если травинка была с колоском, стоило ждать счастливую и богатую жизнь.

В праздники обязательной традицией были колядки. По словам Аллы, 7 января ходили только дети. Если они заглядывали в дом, то приносили в него блага и богатства. А вот 13-14 января колядовали и взрослые, и ребята. С собой часто водили козу. Дети наряжались в народную одежду. Взрослые — в костюмы козы, цыган, народные. Звездоноша надевал старый кожух и брал звезду на шесте:

— В то время считалось, что народные костюмы символизируют простых людей, коза — достаток, в некоторых деревнях был медведь — это здоровье и сила. Обязательно брали с собой цыган, мужчин и женщин. Раньше они часто в деревне уводили коней или старались что-то украсть. Поэтому брали с собой ряженых в цыган людей, чтобы отвести от дома воровство. А звездоноша — символ того, что на небе уже загорелась первая звезда.

Алла вспомнила, что колядующие всегда старались выбирать веселые песни. Хозяевам дома желали благополучия и достатка, молодым девушкам — выйти замуж, парням — крепкого здоровья и богатств. В ответ колядующих угощали тем, что было в доме. Чаще всего кольцом колбасы, куском сала, бутылкой спиртного.

— Бывало такое, что в дом не пускали. Колядующие реагировали по-разному. Если вели себя благоразумно, просто шли дальше. Однако могли и пожелать бед семье. Считалось, что это обязательно сбудется и год в доме будет тяжелым, — рассказала женщина.

Плохой приметой считалось обойти дом стороной. На вопрос, работали ли такие обычаи, Алла ответила так:

— Один случай я запомнила на всю жизнь. Тогда я была еще совсем молодой девочкой. Одна женщина накануне праздника очень просила зайти к ней во двор. Пока мы колядовали, я увидела эту женщину в другом доме. В тот день была плохая погода: холод и дождь, мы были уставшие и замерзшие. Когда проходили мимо ее двора я сказала: «Да зачем мы пойдем туда? Она же в гостях». Так мы обошли ее дом стороной. А через полгода у этой женщины умерла мама. Было больно, жутко и страшно от этой ситуации.

Семейные традиции Алла сохраняет и по сей день. С творческими коллективами она проводит обряды, рассказывает об их значении, выступает с ними на фестивалях и конкурсах.

— Думаю, сейчас все больше идет возврат к народным традициям. Больше всего у меня интересуются их историей молодые люди. Когда провожу свадебные обряды, молодежь более сентиментально реагирует, чем взрослые. На некоторое время мы отдалились от наших обычаев. Сейчас же, как мне кажется, все возвращается на свои круги.

Валерия КАБАК

Рекомендуем