Меню

Уникальные вышивки с авторским стилем: история рукодельницы из Столбцовского района

Общество

Часто можно услышать: «После пенсии жизнь только начинается».  А ведь так оно, кстати, и есть. Наконец появляется время на старые увлечения, десятилетиями ожидавшие своего часа. Тем более если дети уже выросли, покинули родительское гнездо… Мария Громыко из деревни Яченка (Столбцовский район) всю свою трудовую биографию посвятила почте, а как вышла на пенсию —  занялась рукоделием. Теперь ее дом больше похож на музей, пишет МЛЫН.BY.

Талант от отца

Мария Николаевна родилась и выросла в этой деревне, до сих пор живет в родительском доме, вот только расположен он уже не на том месте, где стоял изначально.

— Дом стоял на хуторе, не в самой Яченке. Мы тут жили вчетвером: брат, я и родители. Когда вышла замуж, дом отдали мне. Сруб перенесли с хутора — и поставили сюда. А родители уже другой дом себе построили, — собеседница погружается в теплые воспоминания детства и молодости.

Ей уже за семьдесят, но картинки, кажется, такого далекого прошлого и сейчас перед глазами.

— Все было самотканое! — уверяет Мария Николаевна.

Тогда ведь и пряли, и ткали абсолютно все женщины, и это было не хобби, а жизненная необходимость. Но вопреки стандартному сюжету творческая жилка у нашей героини, скорее, от отца.

— Он был инвалидом с детства, нога не гнулась. Родился здоровым, но когда был ребенком, свалился с печи. А кто тогда  в больницу возил? Никто. Вот нога и срослась неровно, — вздыхает Мария Николаевна.

А на жизнь зарабатывать надо было. Он и обувь изготавливал, и одежду шил, и окна делал, и двери, и мебель. Справлялся с любой работой, никому в деревне не отказывал — золотые руки у человека были.  И талант его впоследствии передался не одному поколению, но об этом чуть позже.

Не до творчества

Замуж Мария Николаевна вышла в 20 лет. Как сама говорит, вырасти не успела. А там уже и дети родились. По молодости, до замужества, она еще немного занималась вышиванием, например дорожек, но потом для творчества времени совсем не осталось. Хотя года два она даже посещала в Столбцах  курсы кройки и шитья.

— Работать я пошла без образования. Ездила в Минск на учебу, — рассказывает женщина. — Сначала в Яченке была, потом в Засулье начальником почты стала. В то время работы было много: люди получали пенсию, выписывали газеты, отправляли телеграммы. Почта обслуживала целый сельсовет, это девять деревень.

А по возвращении домой снова за работу. Хозяйство большое (огород, быки, коровы и далее по списку), детей в школу отправить-встретить, всех накормить. Добавить сюда еще «дзялкі», картошку…

Впрочем, по поводу того, что творчества в ее жизни тогда совсем не было, Мария Николаевна немного лукавит. Дома уже тогда стояла швейная машинка, которой она постоянно пользовалась. Просто сшить дочке платье в школу не считалось для женщины особым  талантом.

Но вот на дворе 2002 год, Мария Николаевна выходит на пенсию… Правда, следующие два года продолжает работать. А потом контракт заканчивается, и начинается новая глава жизни, на этот раз — творческая.

С какой стороны ни глянь — всюду видно

— Сразу, как вышла на пенсию, взялась за рукоделие. Нитки уже были куплены. Как-то на почту зашли люди, предложили купить платья, то-се. Я попросила нитки — понравились, — рассказывает женщина. — Первыми вышила роговички. Узоры сама рисовала. А потом дальше и дальше пошло.

— Цветы сама рисует. Ей не нравятся те, что в журналах, которые я привожу. Не нравятся мягкие, спокойные цвета. Цветы должны быть яркими и сказочными, — подхватывает дочь Людмила.

— Я не люблю неяркое. Люблю такое, чтобы с какого боку ни глянул, всюду видно, — подтверждает Мария Николаевна.

И, пожалуй, только по необычной расцветке можно догадаться, что вышивки на рушниках отнюдь не стародавние. В остальном же они выглядят точь-в-точь как на изделиях наших бабушек и которые сегодня украшают деревенские дома, напоминая о наших корнях и традициях.

Вышивает Мария Николаевна гладью, благодаря чему рисунок получается двухсторонним. И если вы с нитками-иголками не на «ты», вероятно, посчитаете такую технику чудом. На что сама рукодельница только рассмеется, ведь для нее в этом ничего сложного нет. А как оно смотрится! Счастливые обладатели фирменных рушников Марии Николаевны точно смогут это подтвердить — соседки, подруги, коллеги по работе, с которыми она до сих пор дружит, собираются частенько вместе. Всем, конечно же, рушники достались в подарок.

Есть в Яченке своя традиция: каждый год Мария Николаевна вышивает новый рушник на Поклонный крест, который вешают перед Пасхой. А еще она вышивает иконы, батюшка дает  благословение.

Сейчас задумывается над тем, чтобы вышить скатерть. Также очень хочет пополнить свой гардероб новеньким платьем или цветной блузкой. Разумеется, вышитыми своими руками.

Семейные выставки

Есть у рукодельницы уже как минимум двое последователей — дочь и внучка. Сыновья Марии Николаевны выбрали для себя технические направления: один — пожарный, второй — водитель в организации энергонадзора. Оба, кстати, живут в Столбцах. А вот дочь Людмила творчество превратила в профессию, сегодня она — заведующая Домом культуры в деревне Слобода.

— Всегда есть с кем поделиться, о чем поговорить. Мама мне: «Люда, я начала рушник вышивать. Посмотри, хорошо ли». Как я начну вышивать, тоже сразу маме присылаю, — улыбается Людмила. — У меня дочка тоже творческий человек. Она еще в школе вышивала. И теперь, когда замуж вышла, вышила себе все рушники — и под ноги, и под каравай. Когда брат женился, вышила ему красивый рушник.

А  девушке всего 28 лет.

Они втроем — бабушка, мама и внучка — частенько участвуют в разных мероприятиях. Скажем, в Столбцовском РЦК ко Дню матери проводится их семейная выставка. Бывают подобные мероприятия и в Доме культуры в Слободе.

Анютины глазки — любимый рисунок для вышивания Марии Громыко

— Каждый год 14 января проходит отчетная выставка «Солнцеворот» клуба мастеров «Пралеска». Моя мама там выставляет свои изделия, она одна работает в старинной технике вышивки гладью. На «Дажынках», праздниках ко Дню Независимости — везде она активный участник, — подчеркивает Людмила. — Как развесят в парке среди деревьев мамины работы — конечно, они сразу привлекают внимание. Идет молодежь: «А я знаю, у моей бабушки такое!» Когда летние каникулы у детей, маму приглашают с ее работами в клуб провести мастер-класс. Приходят все детки, и она их учит.

А сама Мария Николаевна говорит просто: «Все мое забирают с хаты — и делают выставки».

И правильно! Такой талант непременно должен быть замечен и по возможности взят на вооружение такими же творческими людьми, которые до сих пор в поисках своей техники. Традиции нужно ценить и беречь уже сейчас, пока еще есть те, кто может их передать.

Эвелина БУРБУТЬ

Рекомендуем