Меню

В управление Следственного комитета по Минской области рассказали, сколько коррупционных преступлений было совершено в 2024 году

Происшествия

Управлением Следственного комитета по Минской области (далее – УСК) на системной основе осуществляются мероприятия по выработке действенных мер по противодействию коррупции, устранению причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям.

Анализ уголовных дел указанной категории показал, что коррупционные проявления зарегистрированы практически во всех регионах Минской области. Им подвержены различные отрасли экономики, в первую очередь агропромышленный комплекс, сферы промышленности, строительства, здравоохранения и образования.

Противодействие коррупционным проявлениям – это обязанность всех государственных институтов и организаций.

Коррупция проявляется в самых разнообразных деяниях должностных лиц и корреспондирующих им деяниях физических и юридических лиц, желающих получить государственные и частные услуги незаконным путем.

Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. Она оказывает исключительно негативное влияние на экономику, политику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к институтам власти, наконец, ставит под сомнение принцип справедливости и беспристрастного правосудия.

Как справедливо отметил Глава государства: «Коррупция – это ржавчина, которая разъедает не только экономику, но и общество, весь уклад, в котором мы живем и который создали».

Коррупция является одним из наиболее опасных факторов общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние национальной безопасности государства в целом и систем
ее обеспечения. Политическая опасность коррупции как антигосударственного и антисоциального явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства, а равно и правового регулирования. Деятельность коррумпированных государственных чиновников и систем управления всегда сориентирована на сохранение и поддержание различного рода устойчивого и эффективного развития экономики, социальной сферы, общества и государства. Подобное положение дел ведет к снижению эффективности права и функционирования государства, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества, государства.

Преодолеть это негативное явление возможно только совместными усилиями местных органов власти и правоохранительных органов. Главное – не быть равнодушным.  Самое сложное в работе – человеческий фактор. Поэтому во главе угла должны стоять подбор, расстановка и обучение кадров.

Подразделениями управления Следственного комитета по Минской области в 2024 году возбуждено 113 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, в сравнении с 2023 годом отмечается незначительное снижение количества возбужденных уголовных дел о коррупционных преступлениях (со 130 до 113). За январь-февраль 2025 года возбуждено 23 уголовных дела.

В структуре коррупционной преступности, преобладают взяточничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, злоупотребление властью или служебными полномочиями, превышение власти или служебных полномочий.

Сумма ущерба по оконченным производством уголовным делам в 2024 году составила 1 346 238 рублей, из которых в добровольном порядке возмещено 1 064 575 рублей, что составляет 79,1 %. Общая сумма арестованного имущества составила 933 483 рубля.

Совершение должностными лицами коррупционных преступлений, являются крайне негативными явлениями и в равной степени строго караются.

Примеры некоторых коррупционных преступлений:

Следственным управлением УСК по Минской области приняты к производству три уголовных дела, возбужденные председателем КГБ в феврале текущего года по ч. 1 ст. 430 УК в отношении должностных лиц предприятий агропромышленного комплекса, расположенных
на территории Минской области. Которые, являясь при этом депутатами сельских советов, неоднократно принимали от представителя одного из коммерческих предприятий республики незаконные денежные вознаграждения в суммах от 200 до 1 000 долларов США, за обеспечение оплаты поставленной в адрес возглавляемых ими предприятий продукции, в рамках имеющихся между ними финансово-хозяйственных отношений. Предварительное следствие по уголовному делу не окончено.

Судом Молодечненеского района в апреле 2023 года постановлен обвинительный приговорв отношении главного бухгалтера одного из государственных социальных учреждений, которая на протяжении 2018-2020 годов, злоупотребляя служебными полномочиями, необоснованно перечислила себе под видом заработной платы денежные средства учреждения на общую сумму 12 274 рубля. Последняя признана судом виновной в совершении преступления, предусмотренного
ч. 3 ст. 210 УК, и ей назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отсрочкой приговора на 2 года, со штрафом 11 000 рублей и лишением права занимать должности, связанные с совершением юридически значимых действий, сроком на 5 лет.

Судом Копыльского района в феврале 2025 года постановлен обвинительный приговор в отношении главного зоотехника одного из сельскохозяйственных предприятий района, которая, являясь должностным лицом, путем использования своих служебных полномочий, заведомо превышая их, неоднократно в период времени с августа 2023 по май 2024 года давала указания подчиненным должностным лицам о внесении заведомо ложных сведений и записей в официальные документы – отчеты о движении скота и птицы на ферме (формы № 311-АПК) за отчетные месяцы указанного периода об отсутствии фактов падежа (гибели) КРС, в результате чего был сокрыт падеж 251 головы КРС. Последняя признана судом виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 427 УК, и ей назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с условным неприменением в течение испытательного срока 1 год, со штрафом в размере 300 базовых величин в сумме 12600 рублей, с лишением права занимать должности, связанные с осуществлением организационно — распорядительных функций, сроком на 3 года.

Этим же приговором суда признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 427 УК, должностные лица вышеуказанного предприятия, которые во исполнение указаний главного зоотехника, умышленно вносили заведомо ложные сведения в официальные документы, скрыв тем самым падеж скота.

Таким образом, к лицам, совершившим коррупционные преступления, не применяются такие институты освобождения от назначенного наказания как условно-досрочное освобождение
или замена его неотбытой части более мягким.

Это говорит о том, что перед законом все равны и снисхождения никому не будет, невзирая на должности, ранги и былые заслуги. В связи с этим, перед принятием каких-либо решений, необходимо осознавать их последствия, которые могут быть непоправимы. 

Основными причинами и условиями совершения коррупционных правонарушений являются:

— ненадлежащая организация работы по противодействию коррупции, отсутствие должного контроля со стороны руководителей (иных уполномоченных) за деятельностью подчиненных работников, формализм в работе комиссий по противодействию коррупции;

— сформировавшиеся у лица, совершившего противоправное деяние, отрицательные личностные корыстные установки, в том числе связанные со стремлением к неправомерному материальному обогащению при осуществлении служебной деятельности;

— необеспечение должностными лицами сверок подлинности платежных поручений и обоснованности производства платежей, в т.ч. с электронными документами, поступающими из банка;

— упущения в организации учета и контроля внутри организации (несвоевременное либо формальное проведение инвентаризации материальных ценностей, невыяснение причин образования недостач ТМЦ, непринятие должных мер по их возмещению);

— нарушение порядка организации и проведения государственных закупок (сообщение участникам закупки сведений о предоставленных предложениях иных участников, принимающих участие в этой же закупке; указание при проведении закупок на электронной торговой площадке неверных сроков, необходимых для подготовки и подачи предложений; нарушения при описании в документах, предоставляемых для подготовки предложений, предмета государственной закупки,
его характеристик); 

— нарушения в области оплаты труда (необоснованные доплаты
за совмещение должностей, оплата за работу в выходные и праздничные дни при отсутствии приказов, необоснованное и излишнее возмещение командировочных расходов);

— ненадлежащая работа антикоррупционной комиссии, а также работников контрольно-ревизионных служб (неознакомление должностных лиц с перечнем антикоррупционных ограничений; неистребование деклараций о доходах и имуществе при назначении на должность; неинформирование о проводимой в государстве работе с коррупционными проявлениями в обществе, разъяснении ответственности за их совершение);

— нереагирование на факты систематического нарушения работниками служебной дисциплины, а также сообщения граждан                           о коррупционных проявлениях среди работников организации.

Нетерпимость к коррупции и активная жизненная позиция поощряется государством, в том числе путем предоставления денежных выплат от 30 до 50 базовых величин.

Основания и порядок осуществления материальных выплат лицам, содействующим антикоррупционной деятельности, определены в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 12.09.2019 № 619 «О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции».

Рекомендуем