Вакцина от ВПЧ вызывает бесплодие? Гинеколог развеяла популярный миф
В Беларуси прививку от ВПЧ в прошлом году внесли в Национальный календарь прививок, сообщает БЕЛТА. В каком возрасте ее нужно делать и от каких типов ВПЧ она защищает? В проекте «В теме. Здоровье» расспросили врача гинеколога-эндокринолога Татьяну Пархоменко.
— Это огромная победа, гинекологи нашей страны ликуют, онкологи — уж тем более. Потому что в настоящее время первичная профилактика рака шейки матки — это самая надежная мера по предупреждению рака. А первичная профилактика — это и есть вакцинация девчонок до начала половой жизни, когда вакцина будет максимально эффективна и полезна.
В Беларуси бесплатно вакцинируют двухвалентной вакциной в 11 лет с разницей в полгода. То есть ставят две дозы с интервалом в шесть месяцев. Таким образом наши девчонки будут защищены от двух самых опасных типов ВПЧ высокого онкогенного риска, 16-го и 18-го. Они ответственны за 70% случаев рака шейки матки у женщин.
Вакцинация — это самая эффективная стратегия в предупреждении рака шейки матки. Она достаточно безопасна, изучена и в ряде стран используется около 20 лет. Например, опыт Австралии: с 2007 года вакцинация там проводится и внедрена в национальный календарь прививок. Сначала для девчонок, чуть позже — для мальчишек. И действительно, Австралия — одна из первых стран, кто заявляет, что, возможно, они победят проблему рака шейки матки. Поэтому радостно, что в нашей стране вакцинация тоже доступна и проводится бесплатно.
— Когда к вам обращаются мамы девочек, их что-то волнует? Вакцина для нас новая, какие вопросы задают, чего опасаются?
— К сожалению, почему-то опасаются бесплодия, которое якобы может случиться после вакцинации. Абсолютно опровергнутый в научном мире миф. С точки зрения науки это даже сложно комментировать… В вакцине по факту и не вирус, а только его частичка, которая в организме не сможет стать вирусом. Просто в ответ на эту частичку, оболочку, будут вырабатываться антитела, которые при инфицировании настоящим вирусом будут ему противодействовать.
В оболочке нет ничего такого, как и во вспомогательных компонентах. То есть в составе вакцины нет никакого субстрата, который мог бы негативно сказаться на репродуктивном потенциале будущей мамы.
Здесь я привожу в пример родителям ту же Австралию. Там вакцинация проводится 20 лет, то есть первые привитые уже в расцвете репродуктивного возраста. Можно посмотреть статистику по заболеваемости и численности населения, она открыта у многих стран: мы не увидим там «убыль» австралийцев.
Для нашей страны это что-то новое, многих пугает, что раньше про это не говорили, но вдруг начали. Наверное, в странах, в которых внедряли первыми, людям было страшнее. А нам теперь есть на кого посмотреть. Главное, не прятать голову в песок и не ссылаться во всем на «происки фармы». Та же Австралия, в Финляндии опыт около 20 лет. Мы видим, что они практически решили проблему рака шейки матки, и при этом численность населения не пострадала. Во всем мире введено много миллионов доз вакцины от ВПЧ, и они не демонстрируют отдаленных тяжелейших последствий. Наоборот, сегодня вакцина признана Всемирной организацией здравоохранения безопасной.
Повторюсь, для нашей страны бесплатная вакцинация от ВПЧ — это просто счастье, которого мы долго ждали. Очень бы хотелось, чтобы мамы слушались врачей и не отказывались от вакцинации из-за мнимых страхов.