Жить в семье без насилия
Домашнее насилие – это умышленные противоправные либо аморальные действия физического, психологического или сексуального характера близких родственников, бывших супругов, граждан, имеющих общего ребенка (детей), либо иных граждан, которые проживают (проживали) совместно и ведут (вели) общее хозяйство, по отношению друг к другу, причиняющие физические и (или) психические страдания (абз. 6 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений).
Хоть в современном обществе и сформировалось негативное отношение к данному явлению, проблема домашнего насилия остается актуальной. Это подтверждается значительным числом преступлений и других правонарушений, совершаемых на семейно-бытовой почве. Так, в прошлом году за совершение насилия в отношении членов семьи к административной ответственности в Минской области привлечены 9 622 гражданина.
Согласно данным социологических исследований, среди причин осуществления партнером физического насилия на первом месте стоит злоупотребление алкоголем, наркотиками (68,5%); ревность партнера (44,9%), желание партнера показать свое главенство и власть (21,3%). При этом в 11,6% насилие происходит без видимых причин.
В целях предупреждения насилия в семье государственные органы проводят информационно-просветительскую работу по предупреждению домашнего насилия; обеспечивают подготовку, переподготовку и повышение квалификации, реализуют образовательные программы специалистов субъектов профилактики правонарушений; информируют пострадавших от домашнего насилия об организациях, в которых им может быть оказана помощь; проводят исследования состояния, причин и условий распространения домашнего насилия, эффективности законодательства и практики его применения; оказывают содействие в проведении бесплатной «горячей линии» по вопросу консультирования пострадавших от домашнего насилия.
Следует отметить, что безнаказанность – это мощный фактор, провоцирующий и стимулирующий насилие.
В соответствии с ч.2 ст.10.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи семейному агрессору грозит штраф в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или даже административный арест.
В случае совершения таких деяний административный процесс по общему правилу может быть начат по требованию потерпевшего, то есть после написания им заявления.
Однако с учетом значимости проблемы семейного насилия в обществе, а также высокой латентности таких деяний законодательством предусмотрен механизм инициирования административного процесса прокурором даже при отсутствии заявления потерпевшего.
Если жертва домашнего насилия находится в материальной или иной зависимости либо по другим причинам не может самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов прокурор дает органу внутренних дел поручение о подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, а также если причинен значительный вред интересам общества и государства.
В дальнейшем органы внутренних дел ведут подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению.
Если административный процесс начат прокурором, то закон запрещает суду прекратить дело об административном правонарушении в связи с примирением с потерпевшим.
В минувшем году прокурорами в отношении семейных агрессоров инициирован административный процесс в 948 случаях, по результатам чего к административной ответственности привлечены 734 лица.
Кроме того, в случаях семейного насилия по поручению прокурора административный процесс по поручению прокурора может быть возобновлен.
Например, в июне 2023 года в милицию обратилась жительница города Солигорска о том, что в ходе конфликта сын нанес ей побои. В дальнейшем она отказалась привлекать сына к ответственности, направила в органы внутренних дел ходатайство о прекращении дела об административном правонарушении, которое было удовлетворено.
В ходе изучения дела прокурор Солигорского района установил, что действиями семейного агрессора причинен значительный вред, в том числе, общественным интересам, в связи с чем постановление о прекращении дела об административном правонарушении отменил, дал поручение органу внутренних дел возобновить подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. В отношении сына составлен протокол об административном правонарушении, наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 базовых величин.
Кроме того, одной из действенных мер индивидуальной профилактики является вынесение защитного предписания, которое устанавливает гражданину, совершившему домашнее насилие, временные запреты на совершение определенных действий и обязанности для защиты жизни и здоровья пострадавшего от домашнего насилия.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно применено, может быть запрещено:
- предпринимать попытки выяснять место пребывания пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему домашнее насилие;
- посещать места нахождения пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, если этот пострадавший (пострадавшие) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания;
- общаться с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
- распоряжаться общей совместной с пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия собственностью.
Кроме того, может быть установлена обязанность временно покинуть общее с пострадавшим от домашнего насилия жилое помещение. В таком случае гражданину предоставляется возможность взять с собой только личные вещи. Он обязан сообщить должностному лицу органа внутренних дел о своем месте временного пребывания, передать ключи от общего с пострадавшим от домашнего насилия жилого помещения для передачи их пострадавшему от домашнего насилия.
Защитное предписание выносится в связи с тем, что, осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении об умышленном причинении телесного повреждения и иных насильственных действиях либо о нарушении защитного предписания, а также если проводится проверка в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства либо возбуждено уголовное дело о преступлении против жизни и здоровья, половой неприкосновенности или половой свободы либо личной свободы, чести и достоинства.
Защитное предписание выносится на срок до 15 суток, по согласованию с прокурором его срок может быть продлен до 30 суток.
Оно применяется с письменного согласия совершеннолетнего пострадавшего от домашнего насилия с учетом оценки вероятности продолжения либо повторного совершения домашнего насилия.
При отсутствии такого согласия, если этот пострадавший находится в зависимости от гражданина, совершившего домашнее насилие, либо по иным причинам не способен самостоятельно защитить свои права и законные интересы, и при высоком уровне риска домашнего насилия защитное предписание согласовывается с прокурором.
Таким образом, проблема насилия в семье носит разноплановый характер, при этом применение существующего на сегодняшний день правого регулирования позволяет предупредить его возникновение, оперативно защитить жертв семейных агрессоров.
Анастасия Авдейчик, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов прокуратуры Минской области