Меню

Наставления Иоанна Лествичника о духовной жизни

Общество

Начинающим свою духовную жизнь преподобный Иоанн советует опираться на три составляющие: незлобие, пост и целомудрие. При отличиях монашеской и мирской жизни преподобный Иоанн дает наставление мирянам, в котором он не налагает на них чрезмерных молитв и постов: «Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте».

В своих наставлениях преподобный Иоанн призывает избегать мест, посещая которые человек может пасть в грех: «Тех мест, которые подают тебе случай к падению, убегай, как бича, ибо когда мы не видим запрещенного плода, то не так сильно его и желаем».

Немаловажным наставлением является призыв преподобного избегать подражания святым во всем: «Удивляться трудам сих святых – дело похвальное, ревновать им спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное».

Особого внимания заслуживает следующее наставление преподобного, укрепляющее в надежде и ограждающее от уныния из-за повторяющихся грехов: «Мы не должны удивляться, если и после исповеди бываем боримы, ибо лучше бороться с нечистотами, нежели с возношением».

Отмечает преподобный и тлетворное влияние худых сообществ и дурных знакомств на человека: «Видел я, что незлобивые и прекрасные отроки приходили в училище для научения премудрости, для образования и получения пользы, но по причине сообщества с другими ничему там не выучились, кроме грубости и порока».

Сокрушение и непрестанный плач о своих грехах являются основой духовной жизни христианина: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены при исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих».

В дни Великого поста в храмах читается молитва Ефрема Сирина. В ней мы просим избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Вместе с этим мы просим даровать и укрепить в нас дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Целомудрие воспринимается часто как следование библейской заповеди «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14). Иоанн Лествичник определяет понятие «целомудрие» совершенно иначе. В «Лествице» мы читаем: «Целомудрие есть всеобъемлющее название всех добродетелей. Целомудрие есть чистота души и тела».

Иерей Георгий КУРЬЯН

Рекомендуем