Чужих детей не бывает. Рассказываем, как прошёл рейд по неблагополучным семьям
В очередной рейд по неблагополучным семьям в рамках акции «Семья без насилия» корреспондент газеты отправилась вместе с субъектами профилактики — участковым инспектором ИДН Елизаветой Ширан, специалистом по социальной работе Столбцовского территориального центра социального обслуживания населения Инной Зых, юрисконсультом социально-педагогического центра Столбцовского района Елизаветой Пуней. Цель, как всегда, одна – «привести в чувство» безответственных родителей и убедиться, что дети находятся в безопасности.
— В настоящее время в нашем районе 97 семей, в которых воспитывается 187 несовершеннолетних, признаны находящимися в социально опасном положении, — отметила юрисконсульт социально педагогического центра Столбцовского района Елизавета Пуня. — Причины признания разные: употребление спиртных напитков родителями, нарушения печного отопления, систематические ссоры между родителями, оставление детей в опасности, отсутствие работы и многое другое. Все они находятся под постоянным контролем, как учреждения образования, так и субъектов профилактики.
На повестке дня – посещение шести семей. Отправляемся по адресам.
Как ни странно, попали практически ко всем. Только на пороге одного из домов нас встретила очень злая собака, которая самоотверженно охраняла жилище своих хозяев. В домовладение мы так и не вошли.
В первом доме одного из агрогородков вся семья в сборе – мама, папа и 13-летняя дочь. Визитерам они не удивились, ведь здесь они частые гости. Как выяснилось, семья не раз попадала в поле зрения субъектов профилактики. Статус «соп» им хорошо знаком. Да и к тому же, с ними в настоящее время проживает старшая дочь, которая лишена родительских прав в отношении троих детей. В жилище, а также на приусадебном участке, легкий беспорядок — видимо, в связи с «занятостью» родителей. Со слов хозяев, спиртным не злоупотребляют.
— Сейчас у нас мирно, оба работаем, растим дочь. Не так давно вернулась из больницы, где мне сделали операцию, теперь восстанавливаюсь, — отметила женщина. – Времени на уборку особо нет. Но, обещаю, исправимся…
Специалистами сделан акцент на поддержании чистоты и порядка в комнатах и на участке как залога безопасности ребёнка. Не осталась без внимания и несовершеннолетняя: побеседовали об учебе в школе, профилактике противоправного поведения и др.
По следующему адресу нас встречали три малыша от двух до семи лет с отцом и прабабушкой. Старший мальчик в этом году пошёл в первый класс.
— Школа очень нравится. Больше всего люблю физкультуру, — сразу с порога стал делиться своими впечатлениями мальчик.
Отец семейства проводит нас по дому, показывает комнаты… В доме – небольшой хаос… То же ожидало нас и во дворе. Мужчина стал оправдываться:
— Работаем, времени на уборку не хватает. Но мы стараемся… Вот, устранили нарушения печного отопления, начали делать косметический ремонт и с электрикой решили все вопросы. Что может, всё делаем.
Мужчина обещал навести порядок. Уберут или нет, время покажет, но скажу только одно: побывав в данной семье весной с представителями РОЧС, ситуация в части поддержания порядка не изменилась…
После проведения профилактической беседы, участковый инспектор ИДН Елизавета Ширан предлагает нашей группе поехать дальше.
В следующем доме нас встретила мама с полуторогодовалым сыном. По словам женщины, отец находился на работе, и у них все хорошо. Все рекомендации специалистов, в том числе и по ведению трезвого образа жизни, со слов хозяйки, родители выполняют. Будем надеяться, что так и есть. Кому, как не родителям, знать, что с этим шутки плохи.
В беседе женщина рассказала, что ее старший сын проживает с отцом в другом поселке, но старается с ним поддерживать теплые отношения. Так, практически весь летний период мальчик провел с мамой.
Чтобы получить полную картину о семейной обстановке, отправились и к ним «в гости». На пороге квартиры нас встретил отец, мальчик гулял с друзьями на улице. Вроде бы все неплохо: в квартире скромно, но есть все самое необходимое. Однако, как признался мужчина, есть вопросы по поведению парня в школе. Присутствующие провели разъяснительную работу об ответственности за благополучие сына. Рекомендовали мужчине обратиться к психологам за советами по воспитанию подростка.
Посетили также семью, где отец один воспитывает дочь. Мать лишили родительских прав. Данная семья не один год находится в поле зрения субъектов профилактики. Несовершеннолетняя ранее также была признана в СОП, отобрана у отца и находилась в детском социальном приюте, так как он не справлялся с «особым» характером дочери и возникали серьёзные вопросы в детско-родительских отношениях. В доме, как и в предыдущих семьях, требовалась уборка. А вот в общении с дочерью, как уверял комиссию мужчина, проблем нет — старается находить компромиссы.
— Я недавно приехал с работы, сейчас будем наводить чистоту, — говорит отец. При этом сразу начинает складывать разбросанные по комнате вещи и заправлять кровать. К нему присоединилась и дочь.
Но что мешало убрать в комнатах уже взрослой дочери ранее? На этот вопрос нет ответа.
Посещая семьи, разговаривая с родителями и детьми, наблюдая, в каких условия живут дети, мне сразу стало понятно, почему они находятся в статусе «соп». Есть еще над чем работать каждой семье на благо детей. И в первую очередь — родителям. А государственные службы продолжат уделять максимальное внимание данной категории семей, так как чужих детей не бывает.